Технологии в процессе профессиональной подготовки дизайнера интерьеров

tehnologii-v-protsesse-professionalnoy-podgotovki-dizayneryi-intererov

Технологии в процессе профессиональной подготовки дизайнера интерьеров

Профессия дизайнера становится все более востребованной и популярной. С развитием строительной индустрии, с увеличением объемов строительства общественных и жилых зданий резко повысился спрос на специальность дизайнера интерьера. В области нужны специалисты, владеющие современными проектными технологиями. Подготовка таких специалистов – одна из насущных задач высшей школы.

Подготовка дизайнеров средствами информационно-коммуникативных технологий в высших учебных заведениях является предметом пристального внимания педагогической науки последнего десятилетия.

Однако в научных исследованиях почти не уделяется внимания проблеме профессиональной подготовки дизайнеров интерьера средствами и информационно-коммуникативных технологий.

Одной из важнейших проблем совершенствования профессиональной педагогики является определение, обоснование и реализация педагогических условий профессиональной подготовки дизайнеров интерьера средствами информационно коммуникативных технологий.

Анализ исследований и публикаций показал, что существует ряд научных работ по проблеме профессиональной подготовки дизайнеров средствами информационно-коммуникативных технологий в высших учебных заведениях. Многие дизайнеры-педагогов уделяют внимание, тщательно исследуют данную проблему. Различные аспекты функционирования системы профессиональной подготовки дизайнеров исследовались в трудах по направлениям:

1) совершенствование содержания профессионального образования дизайнеров;

2) теоретико-методологические проблемы организации профессионального образования дизайнеров;

3) информационно-технологическое обеспечение профессиональной подготовки дизайнеров;

4) совершенствование современных информационно-коммуникационных технологий в образовании.

Однако в научных исследованиях почти не уделяется внимания проблеме профессиональной подготовки дизайнеров интерьера средствами информационно-коммуникативных технологий.

Целью данной статьи является определение роли современных компьютерных технологий в профессиональной подготовке дизайнеров, и поиск путей совершенствования профессиональной подготовки дизайнеров интерьера средствами информационно-коммуникативных технологий.

Как ни странно это звучит, но профессия дизайнер появилась относительно недавно в нашей стране. Эта специальность начала приобретать популярность с конца девяностых годов, когда компьютерная техника стала доступнее, и потребность в специалистах-дизайнерах на рынке труда уже возникла. Высшие учебные заведения тогда еще не готовили дизайнеров в массовом порядке, как мы видим это сейчас. Тогда дизайном начали заниматься представители «смежных профессий», которые искали прикладное использование компьютерной техники. Сейчас ситуация полностью изменилась – специальность «Дизайн» предлагают во многих вузах, и еще появляются специализации: дизайн графический, веб-дизайн, дизайн интерьера, рекламный дизайн,

полиграфический дизайн, дизайн и моделирование одежды и др. Кроме того, в последнее время возникло много курсов, которые быстро за неделю обучаем компьютерным графическим программам, называют это «дизайном», и предлагают за свои услуги ярко оформлен сертификат. Итак, профессия дизайнер молодая, растущая, и не может не иметь болезней роста.

Читайте также  Мозаичность городской среды

«Дизайн (design – англ.) – проектная деятельность по разработке промышленных изделий с высокими потребительским свойствами и эстетическими качествами, по формированию гармоничной предметной среды жилой, производственной и социально-культурной сфер». Дизайн – замысел, план, цель, намерение, проект, чертеж, расчет, конструкция, эскиз, рисунок, композиция, изделие искусства. Дизайн – это деятельность, которая объединяет художественное творчество и инженерную практику. Объектом дизайнерской деятельности может быть все – от конкретных предметов в виртуальное пространство. Задача дизайнера, в отличие от художника, создать несколько не только красивое, но и функционально.

Синтетический характер дизайнерской деятельности обусловлен тем, что она возникла и существует на стыке художественных и технических профессий. Поэтому становится необходимость создания особых педагогических условий для формирования художественно-образного и инженерно-технического мышления будущих дизайнеров средствами информационно-коммуникативных технологий.

Одно из направлений дизайна – дизайн интерьера относится к области архитектурного дизайна. Профессиональный дизайнер интерьера – специалист, который имеет соответствующее образование и опыт, профессиональная деятельность которого направлена ​​на повышение функциональности и качественного уровня интерьера. Дизайн интерьера включает в себя проектирование, перепланировка, стилю, цветные и световые решения, художественное и декоративное оформление помещения, подбор отделочных материалов и оборудования.

На кафедре дизайна ведется подготовка студентов-дизайнеров по трем направлениям: «Графический дизайн», «Дизайн и моделирование одежды» и «Дизайн интерьера». Специальность «Дизайн интерьера» молодая, еще не было ни одного выпуска, поэтому содержание учебных дисциплин, междисциплинарные связи, использование информационно-коммуникативных технологий заслуживают особого внимания преподавателей кафедры. Однако решение этой педагогической задачи связано с определенными трудностями, вызванными, прежде всего, недостаточной научной и методической разработкой проблем преподавания «Компьютерных технологий в дизайне интерьера», «Проектной графики», «Проектирование» и других дисциплин, которые должны быть связаны между собой и объединены средствами информационно-коммуникативных технологий.

В рамках данной статьи мы рассмотрим вопрос, связанный с решением одной из проблем – подбор и последовательность изучения компьютерных программ по дисциплине «Компьютерные технологии в дизайне интерьера». На первом курсе дизайнеры интерьера изучают возможности и способы работы программы – векторного редактора. На втором курсе студенты изучают редактор растровой графики. Векторный и растровой редакторы – это необходимый минимальный набор графических технологий, изучающих дизайнеры всех направлений. На третьем курсе дизайнеры изучают систему автоматизированного проектирования – инженерную программу для создания чертежей с возможностью трехмерного моделирования. На четвертом курсе студенты изучают редактор трехмерной графики, в котором они создают предметы быта, мебель, составляют из них сцены, учатся настраивать материалы и текстуры, освещение и камеры, делать визуализацию построенных сцен интерьера. На пятом курсе студенты изучают программы – внешние визуализаторы для создания реалистичных изображений построенных проектов. Выше перечисленный набор компьютерных технологий, на наш взгляд, должен удовлетворить профессиональную потребность специалиста-дизайнера. Подбор конкретных компьютерных программ, конкретных производителей программного продукта, который может вызвать у специалистов и преподавателей споры и разногласия, в рамках данной статьи нами рассматриваться не будет, то есть – это тема для отдельной статьи, в которой каждое положение требует отдельного обоснования. Скажем только, что мы предлагаем стандартный набор редакторов для дизайна интерьера без «экзотических» программ.

Читайте также  Развитие творческо художественных способностей будущих дизайнеров

При использовании информационно-коммуникативных технологий в процессе профессиональной подготовки дизайнеров интерьера актуальными становятся вопросы междисциплинарных связей, которые предоставляют возможность углубленного изучения учебного материала. И также, недостаточно продуманные межпредметные связи могут снизить эффективность многих усилий. Обязательно надо сказать о проблемах организации учебного процесса, и обеспеченности аудиторий специальными графическими техническими средствами, без которых информационные технологии почти не существуют: принтер, сканер, графический планшет и т. д. Без этих устройств невозможно осуществлять качественную профессиональную подготовку будущих специалистов по дизайну интерьера.

Исследование показало, что существует ряд проблем организации учебного процесса, которые не дают возможности изучать компьютерные программы в полной мере, раскрыть творческий потенциал будущего специалиста, развития его творческих способностей. Недостаточно хорошо продуманы межпредметные связи могут свести на нет усилия многих педагогов, подорвать интерес к обучению студентов. Техническая неподготовленность, не оснащенные аудиторий специальными техническими средствами не позволяют эффективно осуществлять учебный процесс. Именно информационно-коммуникативные технологии должны занять ведущее место в профессиональной подготовке дизайнеров интерьера.

В современном дизайне широко используются информационно коммуникативные технологии. Профессионализм будущего специалиста дизайнера интерьера заключается в умении пользоваться новыми технологиями, в умении работать в программах векторной и растровой графики, в умении выполнить чертежи в современных CAD программах, в медленном владении трехмерным редактором, в знании сетевых технологий коммуникаций.

Таким образом, предлагаем как можно полного использования возможностей информационно-коммуникационных технологий для максимальной приближенности учебной деятельности студента в процессе освоения специальных дисциплин в профессиональной деятельности специалиста. Рекомендуем применения информационно-коммуникативных технологий как в аудиторной, так и в внеаудиторной учебной деятельности. Считаем, что качество подготовки дизайнеров интерьера также зависит от грамотной организации процесса профессиональной подготовки.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *