Профессиональная подготовка дизайнера интерьеров

Профессиональная подготовка дизайнера интерьеров

Профессиональная подготовка дизайнера интерьеров

Профессиональная подготовка дизайнера интерьеров

Анализируя образовательные программы и методы профессиональной подготовки будущих дизайнеров в высшей школе, мы пришли к выводу, что они не в полной мере отвечают вызовам настоящего в условиях глобализации образования. Актуальными возникают вопросы соответствия образовательных программ техническим требованиям будущей профессии, оценки уровня профессиональной компетентности выпускника, идентификации национальной составляющей в дизайне и т. д.

Рассматривая этот вопрос в педагогической плоскости, нужно обратить внимание на государственные нормативные документы, в которых раскрываются нормативные ссылки и содержание образования, отражаются циклы подготовки и структура системы знаний, необходимых для формирования компетенций выпускника высшего учебного заведения – бакалавра по дизайну.

Учитывая сказанное выше, цель данной работы обратить внимание на критерии формирования профессиональной компетентности будущих дизайнеров, отражается в формулировке целей образовательной и профессиональной подготовки, определении места специалиста в структуре хозяйства государства, требования к его компетентности и других социально важных свойств и качеств.

Профессиональная подготовка дизайнеров предусматривает комплексное освоение знаний в области искусства, функционально-технологических процессов, конструкций и материалов, строительных технологий, понимание роли формы, перспективы, пластики, значение света, цвета, текстуры и фактуры в среде, а также освоением технологии формирования целого из отдельных элементов и средств его организации, спецификой художественного декора, принципами органического сочетания образа, формы с функциональной конструктивной и технологической составляющими композиции пространственной организации предметно-пространственной среды в целом.

234235252

Для формирования критериев оценки уровня сформированности профессиональной компетентности дизайнеров интерьера, проанализируем циклы профессиональной подготовки, формирующие специалиста

Изучение фундаментальных дисциплин («история искусств», «эргономика», «история дизайна», «основы экологии и безопасности жизнедеятельности» (в т. ч. «Охрана труда»), «цветоведение», «живопись», «рисунок», «информационные технологии в дизайне», «маркетинг и менеджмент в дизайне») направлено на формирование широкого диапазона знаний, профессиональной эрудиции и понимания дизайна как неотъемлемой части национальной культуры, а также овладению средствами и методами художественно-образной передачи дизайнерского решения.

Пропедевтический цикл дисциплин направлен на профессиональную адаптацию мышления, чувств, визуальных особенностей восприятия, получение начальных средств и навыков работы с плоскостью, формой, пространством, овладения эстетическими средствами гармонизации формально-логических композиций и многочисленностью средств художественной выразительности плоскостных композиций и объемно-пространственных структур .

Цикл включает дисциплины:

– «основы композиции»,
– «проектная графика и шрифты»,
– «начертательная геометрия и перспектива»,
– «дизайн-проектирования»,
– «материаловедение и декоративно-защитные покрытия»,
– «конструирование,
– дизайн объектов»,
– «макетирование и моделирование»,
– «компьютерное дизайн-проектирования»,
– «основы формирования предметно-пространственной среды»,
– «дизайн мебели»,
– «декоративная пластика»,
– «фитодизайн»,
– «проектирование средовых объектов»,
– «дизайн выставок».

Методология основной профилирующей дисциплине «дизайн-проектирования» предусматривает осуществление системного проектирования различных объектов предметно-пространственной среды в соответствии со сферами жизнедеятельности человека (жилищное, производственное, социально-культурное, городская среда).

Профессионально-практические дисциплины («дизайн мебели», «дизайн выставок», «дизайн рекламы», «современные технологии и материалы для интерьера», «принципы аранжировки и праздничный интерьер») формируют комплекс практических навыков, необходимых для создания комплексных системных объектов предметно пространственной среды.

Неотъемлемой частью образовательного процесса является реализация проектных решений с помощью информационных технологий и компьютерной техники путем изучения цикла офисных и профессиональных графических программ таких как:

– Ilustrator,
-Photoshop,
– CorelDraw,
– 3D-MAX,
– ArchiCAD,
– AutoCAD,
– Revit,
– Microsoft Office Word;
– Microsoft Office Excel,
– Microsoft Office PowerPoint.

Реализация этого обеспечивается путем изучения таких дисциплин:

– «информационные технологии и компьютерная техника»,
– «компьютерная графика»,
– «информационные технологии в дизайне»,
– «компьютерное дизайн-проектирования»,
– «проектная графика и компьютерное обеспечение» и др.

Внеаудиторная работа выступает ключевой составляющей в профессиональной подготовке будущих дизайнеров, поскольку аккумулирует становления профессиональной компетентности путем привлечения студентов к творческих конкурсов, научных конференций, майстр- классов и тематических вечеров и тому подобное.

234235253 Анализ образовательных стандартов по направлению «дизайн», учебных программ и научного поиска ведущих специалистов по этому направлению, позволяет сформулировать требования к описанию образовательного результата профессиональной подготовки будущих дизайнеров интерьера.

Становление профессиональной компетентности будущего дизайнера отражено в описании результатов обучения (знания и понимание):

Фундаментальная (естественнонаучная) подготовка специалиста по дизайну должна обеспечить:

– базовые знания по фундаментальным естественных наук, в объеме, необходимом для освоения обще профессиональных дисциплин, и использование методов научной и проектной дизайн-деятельности в проектировании объектов предметно-пространственной среды;
– понимание значения формирования художественной культуры личности в воспитании молодого поколения;
– базовые знания в области информатики и современных информационных технологий;
– базовые знания относительно программных средств и алгоритмов работы в компьютерных сетях;
– базовые знания основ менеджмента, принципов взаимодействия производства и потребления социокультурных услуг, принципов конкурентоспособности предприятия в области социокультурной деятельности, управления маркетинговыми исследованиями;
– базовые знания по рисунку и живописи, цветоведения, истории искусств, теории и методики дизайна, пластической анатомии, начертательной геометрии.

Читайте также  Индустриальная цивилизация: пути пересечения авангарда, массовой культуры и дизайна

Профессионально-практическая подготовка специалиста по дизайну должна обеспечить:

– понимание сути закономерностей процесса отражения окружающей среды через призму собственного мировоззрения и творческих проектных концепций;
– понимание значения всех этапов и составляющих творческого процесса дизайн-деятельности с разнонаправленными объектами проектирования;
– профессиональные знания о современном состоянии и тенденций развития материальной и художественной культуры;
– понимание требований нормативных документов отрасли по подготовке технической и сопроводительной документации по теме дизайн-разработки;
– понимание значения современных дизайнерских приемов и средств проектного объемно-пространственного моделирования;
– углубленные профессиональные знания относительно формулировки, визуализации, аргументации и реализации авторских идей при создании дизайн-проектов различного уровня сложности;
– углубленные профессиональные знания о механизмах анализа и обоснования социально-психологических потребностей дизайн-разработки;
– профессиональные знания об условиях классификации объектов предметно-пространственной среды;
– профессиональные знания по методологии формирования современных проектных дизайн-концепций;
– профессиональные знания о путях разработки комплексных объектов дизайна;
– методологию, методику, практику дизайн-проектирования;

– методологию и практику работы с объемными и плоскостными объектами;
– понимание механизма анализа и обоснования социально-экономической потребности в разработке конкретной дизайн-продукции;
– знание особенностей групп потребителей;
– знание принципов и методологии осуществления классификации объектов дизайна;
– методологию формулировки современных требований к построению дизайн-концепций;
– основы мониторинга рынка и предыдущих дизайн-предложений по перспективным объектов дизайна предметно-пространственной среды и дизайна оборудования;
– процедуры по патентованию объектов дизайн-проектирования;
– углубленные профессиональные знания об особенностях различных групп потребителей;
– современные представления о комплексных системные подходы к анализу, оценке и ведения проектного процесса пространственно-предметной среды на основе синтеза логического и образного мышления;
– основы мониторинга рынка и предыдущих дизайн-предложений по перспективным решений средового дизайна.

Применение профессиональных компетенций отражено в описании результатов обучения (применение знаний и понимания):

Фундаментальная (естественнонаучная) подготовка специалиста по дизайну должна обеспечить:

– владение методами наблюдения, описания, идентификации, классификации объектов дизайна;
– умение использовать интернет-ресурсы;
– способность применять, развивать и совершенствовать приобретенные профессиональные знания для установки и решения профессиональных задач в профессиональной деятельности;
– способность применять профессиональные подходы, методики проектирования, организационные и профессиональные умения и навыки в процессе дизайн-проектирования;
– способность полученные теоретические знания по фундаментальным дисциплинам переводить на язык практики;
– способность комплексно применять инструменты исследования теоретических проблем к решению практических задач;
– способность налаживать деловые связи с предпринимательскими организациями по профессиональному направлению;
– умение создавать базы данных и использовать интернет-ресурсы.

Профессионально-практическая подготовка специалиста по дизайну должна обеспечить:

– способность применять арсенал средств изобразительного искусства: рисунок, цвет, пластика, композицию, технику и технологию для художественного преобразования предметно пространственной среды;
– способность организовать работу в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности и охраны труда;
– способность использовать информационные технологии (пакеты прикладных графических и офисных программ Ilustrator, Photoshop, CorelDraw, 3D-MAX, ArchiCAD, AutoCAD, Revit, Microsoft Office Word; Microsoft Office Excel, Microsoft Office PowerPoint и др.) для решения экспериментальных, прикладных и практических задач в области профессиональной деятельности;
– способность к деловым коммуникациям в профессиональной сфере, владение основами делового общения, навыками работы в команде;
– способность свободно общаться на профессиональные темы с использованием профессиональной терминологии способность планировать этапы разработки и реализации сложных дизайнерских проектов;
– уметь осуществлять поиск, систематизацию, анализ и обобщение научной информации и практических разработок в области дизайна;
– готовность к проектированию совокупности объектов на уровне системы;

Читайте также  Искусственное освещение в дизайне кафетериев

– способность адаптировать дизайнерскую организационную, техническую и технологическую деятельность в экономических требований и условий потребительского рынка;
– способность использовать профессионально профилированные знания и практические навыки для определения соответствия технических средств и технологий требованиям проектного образа;
– способность к генерации инновационных идей в дизайне на основе интеграции знаний и практических навыков по различным видам искусств, традиционных техник и новейших технологий;
– способность применять знания и представления об основных закономерностях и современные достижения мирового и национального дизайна и умение их использовать для решения профессиональных задач;
– способность применять теоретические знания по маркетингу в сфере дизайна для решения профессиональных задач;
– способность самостоятельно или в соавторстве создавать дизайнерские разработки объектов предметно пространственной среды различной сложности в различных сферах деятельности с использованием современных технических средств;
– способность оформлять дизайн-проекты и результаты научно-исследовательских работ с соблюдением требований действующих стандартов;

Далее

– способность планировать, организовывать и проводить презентации дизайн-проектов;
– способность точно и кратко формулировать и визуально воспроизводить требования к дизайн-объектов с использованием специфической для художественной области терминологии и технически графических средств;
– способность компетентно решать профессиональные вопросы всех этапов и составляющих проектной деятельности с различными объектами проектирования;
– способность на основе широкой эрудиции и культуры органично сочетать знания и практические навыки по системных и синергетических подходов к проектной и экспериментальной деятельности в области дизайна с обеспечением результатов проектирования современному состоянию и тенденциям развития материальной и художественной культуры;
– способность участвовать в проектной реализации составляющих дизайн-разработок, готовить техническую и сопроводительную документацию по теме дизайн-разработки;
– способность использовать все современные дизайнерские приемы и средства проектного объемно-пространственного моделирования;
– способность формулировать, визуализировать, аргументировать и реализовать авторскую идею при создании дизайн-проектов различных уровней сложности и сфер деятельности человека, включая все его этапы.

Формирование суждений должно отражать:

– способность точно и кратко формулировать результаты научно-прикладных исследований с использованием специфической для художественной области терминологии способность систематизировать упорядочивать полученные знания и вспомогательную информацию для планирования, организации и проведения проектной деятельности в области искусства и дизайна;
– способность самокритично оценивать свои творческие достижения, постоянно пополнять знания, повышать профессиональный уровень;
– способность усваивать и адаптировать научные и культурные достижения мировой цивилизации к собственной проектные деятельности;
-способность усваивать и адаптировать научные и культурные достижения мировой цивилизации к традициям национальной культуры и развивать национальные традиции в дизайне;
– способность самокритично оценивать свои творческие достижения, постоянно пополнять знания, повышать профессиональный уровень дизайнера;
понимание концептуальных основ современного искусства и дизайна с точки зрения их эстетической сущности;
– уметь осуществлять обоснование уместности применения систем кодирования информации, а также художественных и технически графических средств для эффективного функционирования практических разработок в области дизайна интерьера;
-способность вносить предложения и координировать работу рабочей группы или подразделения по разработке и реализации дизайнерского проекта;
– способность применять современные представления о философских основах дизайна в профессиональной деятельности.

Подытожим и заметим, что становление дизайн-образования в определенной мере формированием ее художественной составляющей

Сам дизайн является мощным базисом культурной составляющей общества и способен существенно влиять на экономические показатели страны.

В связи с этим актуальность приобретает позиционирования дизайнера интерьера в контексте современных экономических требований в стране; разработка организационно-педагогических основ профессиональной подготовки будущих дизайнеров интерьера в высших учебных заведениях с учетом исторического опыта отечественных и зарубежных дизайнерских школ. В последующих работах планируется осветить экспериментальную часть в контексте диагностики качества высшего образования по направлению «дизайн».

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *