Суперэкслибрис или герб владельца

superekslibris-ili-gerb-vladeltsa

Суперэкслибрис или герб владельца

Суперэкслибрис (от латинского «super» — сверху) — преимущественно герб владельца, вензельни инициалы, монограммы, эмблемы, девизы, вытеснены на оправе, а затем на корешке переплета.
Было выяснено, что стремительное развитие книгопечатания и желание владельцев рукописных и печатных изданий обозначить свои произведения собственным знаком стали толчком к распространению суперэкслибрисы. Обычно суперэкслибрис отображает информацию о первом владельце книжного издания, ведь именно он обозначал свои произведения собственным знаком на обложке, а иногда и на нижней части обложки.
В результате исследования было установлено, что суперэкслибрисы условно можно разделить на три типа: геральдические, вензеля и сюжетные.
1. Геральдический суперэкслибрис. Его создание подчинено законам геральдического искусства. Герб на суперэкслибрисы является знаком не только непосредственно его владельца, но и рода, к которому последний принадлежит. Появился в Западной Европе в XV веке одновременно с книгопечатанием. Наибольшее распространение получил в XVIII веке. В конце века использование суперэкслибрисы постепенно уменьшается в связи с распространением традиционного печатного экслибриса, а в начале XX века практически прекращается.
2. вензелевым суперэкслибрис состоял из орнаментально разработанных инициалов владельца. Отличался изяществом и выполнял эстетическую функцию. Так как у буржуазии не было родовых гербов, то начали распространяться вензеля, шрифтовые или художественные суперэкслибрисы. К тому же, с технической точки зрения, вензеля знаки выполнить было гораздо проще гербовых.
3. Сюжетный суперэкслибрис стал самым популярным в XX веке и содержал изображение пейзажей, архитектурных мотивов, различных эмблем, атрибутов, характеризующих деятельность, увлечения, вкусы, интересы и предпочтения, профессию владельца библиотеки. Первые сюжетные суперэкслибрисы могли содержать надписи, превозносили достоинство владельцев коллекции. Сюжетные суперэкслибрисы не указывали на родовую принадлежность.
Для их изготовления суперэкслибрисы пользовались кожей различных сортов и раскрасок. Использовали также пергамент, замшу, телячью кожу, разноцветные сафьяны. На оправах проводили тиснение золотом, блинт тиснение, резьбу по коже. Самым распространенным украшением оправы было ручное золотое тиснение, с помощью которого крышка переплета покрывалась орнаментальной узором из тонких линий. Узор преимущественно отражал стиль эпохи.
Расцвета суперэкслибрис достиг в XVI — XVII вв. в Германии, Франции, Италии, Испании. В это время мастера, которые выполняли заказы, почитались наравне с художниками книги.
С начала XIX века суперэкслибрисы почти не употребляются: с демократизацией книжного дела преобладать стал бумажный книжный знак.

Читайте также  Световые иллюзии как инновация в инсталляции

Похожее ...

Добавить комментарий