Информационный потенциал этнодизайна

informatsionnyiy-potentsial-etnodizayna

Информационный потенциал этнодизайна

Статья посвящена анализу информационного потенциала этнохудожественного образования в структуре подготовки будущего учителя изобразительного искусства, в частности формированию на основе этнодизайна компонентов дизайнерской культуры студентами в процессе обучения в высших учебных заведениях педагогического профиля. Особое внимание уделено современным проблемам обучения изобразительным искусствам, в основе которых лежат, с одной стороны, сочетание классических способов отображения форм реального мира, с другой — влияние альтернативных способов выражения, возможностям этнохудожественное образования в процессе становления педагога на стадии подготовки учителя художественных дисциплин, дальнейшего совершенствование дизайнерской культуры будущими педагогами в процессе профессиональной деятельности.

Приоритетными принципами становления традиционной этнохудожественное образования является активизация художественно — эстетических факторов формирования профессиональной подготовки будущих художников — педагогов, которые способны воспринимать, понимать и создавать собственные традиции, обычаи, модель деятельности. Творческий процесс предполагает сочетание профессиональной образованности, знания традиций, обрядов с высоким уровнем эстетической культуры будущих специалистов, напрямую связано с возрождением, активизацией художественно — эстетических факторов национального сознания.

Специалист сегодня должен овладеть профессиональными качествами, которые будут появляться ориентиром в будущей дизайнерской, педагогической деятельности и возможности развиваться и совершенствоваться на основе определенных традиций.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых начато решение этой проблемы … Образовательная практика на сегодня уже накопила положительный опыт традиций народа в процессе эстетического воспитания молодежи. Лучшими педагогическими коллективами широко используются различные формы работы. Этнохудожественное образование приобретает все более мощного значение для формирования индивидуальности, гуманизма, компетентности, способности к творчеству, саморазвитию.

Качество художественно — эстетического среды позволяет усилить выразительность этнохудожественно культурной

Целью статьи является исследование и раскрытие стратегии развития информационного потенциала этнохудожественное образования в системе формирования дизайнерской культуры как одной из составляющих профессиональной подготовки учителя изобразительного искусства.

Постоянно растущий интерес к этнодизайна в системе профессионально — художественного образования активизирует в этой сфере ряд недостаточно исследованных вопросов. В частности вопрос единой информационной базы учебных программ, пособий и рекомендаций. В процессе подготовки учителей художественных дисциплин к содержанию образовательной деятельности Стандартом предусмотрено изучение профессионально — практических учебных предметов, обеспечивает профессиональную компетентность будущих специалистов. К таким предметам относится: живопись, рисунок, композиция, художественно — прикладная графика, методика преподавания изобразительного искусства, декоративно — прикладное искусство, история изобразительного искусства и архитектуры, педагогическая практика, пленарная практика, и тому подобное. Однако, существующие программы скорее отражают авторскую модель профессиональной деятельности конкретного преподавателя, чем общую картину дизайна. Любой учебный курс должен руководствоваться одним общим системой изложения необходимых предметных методов обучения.

Во время профессиональной подготовки в вузе студент, занимает место исследователя собственно традиционной для него модели дизайнерской культуры, постоянно находясь в поиске ценностных, субъективных основ своей деятельности. Именно отражение личной позиции в контексте общественных отношений между теоретическими и практическими основами со стороны ежедневной систематической и целенаправленной учебной работы позволяет будущему педагогу на разных этапах профессиональной подготовки сформировать собственную модель. Профессионализм строится готовность педагога-дизайнера к внедрению приобретенных навыков в процессе обучения. Главным критерием будущего педагога есть мастерство, профессиональное исполнение дела, которые создавались человечеством на протяжении его истории. Составляющими профессионализма будущих дизайнеров педагогов являются:

  • дизайнер как творческий субъект культуры (носитель культурных достижений искусства дизайна);
  • дизайнер как универсальный педагог (носитель педагогических механизмов урегулирования значимости дизайна);
  • дизайнер-практик (применение норм дизайна в повседневную жизнь — эстетизация)
Читайте также  Суперэкслибрис или герб владельца

Основой любой культуры является сохранение и чествование, историческая трансформация и, в какой-то степени,

соответствие традициям, благодаря сохранению обрядов, обычаев своего народа в искусстве и отражения их в художественных произведениях дизайна.

Динамика развития общества, когда интерес к вопросам потенциала этнодизайна во всех сферах постоянно растет, наталкивает на мысль, что возрождение традиций являться постоянным источником творческого вдохновения и основой для формирования культуры будущего специалиста.

В процессе обучения на художественно-педагогических факультетах в высших учебных заведениях будущий педагог формирует модель, состоящая из комплекса практических умений и навыков, которые создают успешную профильную подготовку. Современный уровень подготовки предполагает системный подход к формированию дизайн культуры, способствует развитию личностного роста, самопознания, духовной реализации и самоопределению студентов как будущих профессионалов. К тому же исследования проблемы формирования дизайн культуры несколько ограничено некоторыми факторами. К таким факторам можно отнести:

  • разная трактовка базовых дизайнерских понятий;
  • недостаточная разработанность педагогических и методических приемов обучения профессиональной художественной деятельности;
  • недостаточная определенность роли будущего специалиста в общественной жизни страны;
  • отсутствие общегосударственной модели обучения основам дизайна в общеобразовательных школах и высших учебных заведениях различного профиля
  • игнорирование практикой обучения дизайна;
  • отсутствие единой структуры в обучении студентов дизайнерского профиля;
  • недостаточное количество профессиональных учебников и программ.

Дизайн — это и такое искусство, которое имеет наибольшее авторских концепций толкования самого термина. Несмотря на это существуют единые утверждение, что дизайн — это творческая деятельность, которая берет свое начало на международном семинаре дизайнеров в Бельгии (1864.)

Дизайн (от латинского слова design — проектировать, чертить, задумать а также проект, план, рисунок) — вид деятельности, связанный с проектированием предметного мира. Специалисты по дизайну (дизайнеры) разрабатывают образцы рационального построения предметной среды, изучают эстетические свойства промышленных изделий. Вместо термина «дизайн» часто употребляют «художественное конструирование», «техническая эстетика».

Учебные заведения также активно внедряют специальность дизайн в сфере своей учебной деятельности, открывая новые факультеты, отделения, кафедры. Наиболее охваченными есть такие виды дизайна:

  • промышленный (индустриальный) дизайн;
  • графический дизайн (веб — дизайн, дизайн рекламы);
  • дизайн среды (дизайн интерьеров и экстерьеров, ландшафтный дизайн, дизайн архитектурной среды, фитодизайн, ландшафтный дизайн);
  • дизайн одежды и аксессуаров

Уже сегодня можем предварительно сделать вывод, что эффективность образования во многом зависит от перспективы развития человечества, использование новейших технологий, модернизации образования, однако профессиональное мастерство и круг личных интересов также являются положительным критерием привлечения к етнотрадиций. Использование в рамках учебного процесса теоретических предпосылок формирования дизайнерской культуры обозначены многогранностью дизайна как исторического так и социокультурного феномена.

Итоговый контроль качества подготовки выпускников высших учебных заведений показывает, что они обладают значительным объемом профессиональных знаний, к сожалению, в основном теоретического характера. Однако трудности возникают там, где молодому специалисту нужно быстро и профессионально принять решение об изменениях современности и рационально использовать весь накопленный опыт, традиции. В частности, такие качества личности, способной адаптироваться к динамизму, не нарушая академических норм. В связи с этим, особое значение в современных условиях обучения дизайнеров педагогов приобретают методы работы, которые стимулируют самостоятельность студентов. К тому же практика дизайн — обучение обнаруживает некоторые несоответствия между потребностью общества в компетентных специалистах и системой профессиональной подготовки будущих педагогов-дизайнеров.

Противоречия возникают начиная с определения понятий, в том числе таких как «культура» и «дизайн», где дизайн выступает как промышленное искусство, которое направлено на создание и выпуск серийной массовой продукции, а культура, включает в себя различные виды изобразительного и декоративно-прикладного искусства создает уникальные, высокохудожественные объекты, которые не зависят от моды и времени. Сегодня целью обучения является привлечение различных механизмов интерпретации традиционного материала в современную модель образования.

Читайте также  Зонирование кухни

Базовым выступает понятие «дизайнерская подготовка учителя художественных дисциплин». Причастными к этому понятию есть — «профессиональная подготовленность», «профессиональная компетентность», «культура педагога», «культура дизайнера». Культура (от латинского — cultura — уход, образование, развитие) — совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством на протяжении его истории. Материальные ценности составляют материальную культуру общества. Достижения общества в области образования, науки, искусства, литературы, в организации духовного и общественной жизни является его духовной культурой.

Из этого следует, что определение дизайнерской культуры будет таким: дизайнерская культура — это совокупность художественных ценностей, которые отражают активную творческую деятельность в художественном проектировании предметов и моделирования окружающего мира, сочетание материальной и духовной культуры.

На первый план в процессе формирования дизайнерской культуры средствами этнопедагогики в обучении и воспитании будущих педагогов-дизайнеров выступает проблема профессионализма в сфере дизайна — самых запущенных участка учебно-воспитательного процесса. Преобладание теоретической общеобразовательных профессиональной информации негативно влияет на профессиональную подготовку будущего дизайнера. Профессионализм педагога-дизайнера должен существенно отличаться готовностью молодого учителя с требованиями государственного стандарта высшего образования, это должна быть новое качество учителя адаптированного к условиям работы после окончания учебного заведения как в педагогические и сфере так и технической.

Это продиктовано тем, что с одной стороны образование повышает требования к уровню подготовки специалистов в области дизайнерской деятельности, их личностным качествам, с другой расширяет профессиональные функции педагогов, которые реализует в системе профессионального образования.

Как уже отмечалось выше, подготовка будущего педагога — дизайнера в значительной степени проходит в виде теоретической подготовки, однако с использованием электронных презентаций, видео — уроков, демонстрации мастер — классов, дает возможность овладеть теоретическими и практическими знаниями и умениями и смелость самовыражаться в процессе уже профессиональной деятельности.

Информационным потенциалом для будущего специалиста является организация, подчинения, согласования и пропаганда традиций в условиях современности для оптимизации деятельности педагога, дизайнера.

Выводы. Подводя итог, необходимо отметить, что информационный потенциал этнодизайна проникая во все сферы человеческой жизни представляет собой сложный процесс, который способствует качественному преобразованию творческого потенциала каждого человека.

Анализ учебно — творческой деятельности студентов высших учебных заведений художественного профиля привел к выводу, что процесс обучения в системе высшего художественно — педагогического образования требует от художника — педагога осознанного привлечения к самовыражению, пропаганда, сохранение и изучение собственных традиций средствами дизайна.

Именно такая модель организации деятельности будущего специалиста в состоянии обеспечить высокий уровень национальной принадлежности будущих педагогов, дизайнеров и художников — педагогов.

На основе собственного педагогического опыта сделан вывод о том, что информационный потенциал этнодизайна в процессе формирования дизайнерской культуры можно реализовать с помощью следующих принципов:

  • проведение мероприятий по пропаганде этнодизайна среди молодежи;
  • стимулирование творческой активности будущих учителей изобразительного искусства;
  • привлечение молодежи к различным видам практической этнопедагогической деятельности, позволит им овладеть профессиональными качествами педагога, дизайнера, художника — педагога, обогатить свою этнопедагогическую культуру;
  • реализации в профессии как квалифицированного педагога, творческого специалиста, культурной личности.

Похожее ...

Добавить комментарий