Технологии в процессе профессиональной подготовки дизайнера интерьеров

tehnologii-v-protsesse-professionalnoy-podgotovki-dizayneryi-intererov

Технологии в процессе профессиональной подготовки дизайнера интерьеров

Профессия дизайнера становится все более востребованной и популярной. С развитием строительной индустрии, с увеличением объемов строительства общественных и жилых зданий резко повысился спрос на специальность дизайнера интерьера. В области нужны специалисты, владеющие современными проектными технологиями. Подготовка таких специалистов — одна из насущных задач высшей школы.

Подготовка дизайнеров средствами информационно-коммуникативных технологий в высших учебных заведениях является предметом пристального внимания педагогической науки последнего десятилетия.

Однако в научных исследованиях почти не уделяется внимания проблеме профессиональной подготовки дизайнеров интерьера средствами и информационно-коммуникативных технологий.

Одной из важнейших проблем совершенствования профессиональной педагогики является определение, обоснование и реализация педагогических условий профессиональной подготовки дизайнеров интерьера средствами информационно коммуникативных технологий.

Анализ исследований и публикаций показал, что существует ряд научных работ по проблеме профессиональной подготовки дизайнеров средствами информационно-коммуникативных технологий в высших учебных заведениях. Многие дизайнеры-педагогов уделяют внимание, тщательно исследуют данную проблему. Различные аспекты функционирования системы профессиональной подготовки дизайнеров исследовались в трудах по направлениям:

1) совершенствование содержания профессионального образования дизайнеров;

2) теоретико-методологические проблемы организации профессионального образования дизайнеров;

3) информационно-технологическое обеспечение профессиональной подготовки дизайнеров;

4) совершенствование современных информационно-коммуникационных технологий в образовании.

Однако в научных исследованиях почти не уделяется внимания проблеме профессиональной подготовки дизайнеров интерьера средствами информационно-коммуникативных технологий.

Целью данной статьи является определение роли современных компьютерных технологий в профессиональной подготовке дизайнеров, и поиск путей совершенствования профессиональной подготовки дизайнеров интерьера средствами информационно-коммуникативных технологий.

Как ни странно это звучит, но профессия дизайнер появилась относительно недавно в нашей стране. Эта специальность начала приобретать популярность с конца девяностых годов, когда компьютерная техника стала доступнее, и потребность в специалистах-дизайнерах на рынке труда уже возникла. Высшие учебные заведения тогда еще не готовили дизайнеров в массовом порядке, как мы видим это сейчас. Тогда дизайном начали заниматься представители «смежных профессий», которые искали прикладное использование компьютерной техники. Сейчас ситуация полностью изменилась — специальность «Дизайн» предлагают во многих вузах, и еще появляются специализации: дизайн графический, веб-дизайн, дизайн интерьера, рекламный дизайн,

полиграфический дизайн, дизайн и моделирование одежды и др. Кроме того, в последнее время возникло много курсов, которые быстро за неделю обучаем компьютерным графическим программам, называют это «дизайном», и предлагают за свои услуги ярко оформлен сертификат. Итак, профессия дизайнер молодая, растущая, и не может не иметь болезней роста.

Читайте также  Подготовка будущих дизайнеров в высших учебных заведениях

«Дизайн (design — англ.) — проектная деятельность по разработке промышленных изделий с высокими потребительским свойствами и эстетическими качествами, по формированию гармоничной предметной среды жилой, производственной и социально-культурной сфер». Дизайн — замысел, план, цель, намерение, проект, чертеж, расчет, конструкция, эскиз, рисунок, композиция, изделие искусства. Дизайн — это деятельность, которая объединяет художественное творчество и инженерную практику. Объектом дизайнерской деятельности может быть все — от конкретных предметов в виртуальное пространство. Задача дизайнера, в отличие от художника, создать несколько не только красивое, но и функционально.

Синтетический характер дизайнерской деятельности обусловлен тем, что она возникла и существует на стыке художественных и технических профессий. Поэтому становится необходимость создания особых педагогических условий для формирования художественно-образного и инженерно-технического мышления будущих дизайнеров средствами информационно-коммуникативных технологий.

Одно из направлений дизайна — дизайн интерьера относится к области архитектурного дизайна. Профессиональный дизайнер интерьера — специалист, который имеет соответствующее образование и опыт, профессиональная деятельность которого направлена ​​на повышение функциональности и качественного уровня интерьера. Дизайн интерьера включает в себя проектирование, перепланировка, стилю, цветные и световые решения, художественное и декоративное оформление помещения, подбор отделочных материалов и оборудования.

На кафедре дизайна ведется подготовка студентов-дизайнеров по трем направлениям: «Графический дизайн», «Дизайн и моделирование одежды» и «Дизайн интерьера». Специальность «Дизайн интерьера» молодая, еще не было ни одного выпуска, поэтому содержание учебных дисциплин, междисциплинарные связи, использование информационно-коммуникативных технологий заслуживают особого внимания преподавателей кафедры. Однако решение этой педагогической задачи связано с определенными трудностями, вызванными, прежде всего, недостаточной научной и методической разработкой проблем преподавания «Компьютерных технологий в дизайне интерьера», «Проектной графики», «Проектирование» и других дисциплин, которые должны быть связаны между собой и объединены средствами информационно-коммуникативных технологий.

В рамках данной статьи мы рассмотрим вопрос, связанный с решением одной из проблем — подбор и последовательность изучения компьютерных программ по дисциплине «Компьютерные технологии в дизайне интерьера». На первом курсе дизайнеры интерьера изучают возможности и способы работы программы — векторного редактора. На втором курсе студенты изучают редактор растровой графики. Векторный и растровой редакторы — это необходимый минимальный набор графических технологий, изучающих дизайнеры всех направлений. На третьем курсе дизайнеры изучают систему автоматизированного проектирования — инженерную программу для создания чертежей с возможностью трехмерного моделирования. На четвертом курсе студенты изучают редактор трехмерной графики, в котором они создают предметы быта, мебель, составляют из них сцены, учатся настраивать материалы и текстуры, освещение и камеры, делать визуализацию построенных сцен интерьера. На пятом курсе студенты изучают программы — внешние визуализаторы для создания реалистичных изображений построенных проектов. Выше перечисленный набор компьютерных технологий, на наш взгляд, должен удовлетворить профессиональную потребность специалиста-дизайнера. Подбор конкретных компьютерных программ, конкретных производителей программного продукта, который может вызвать у специалистов и преподавателей споры и разногласия, в рамках данной статьи нами рассматриваться не будет, то есть — это тема для отдельной статьи, в которой каждое положение требует отдельного обоснования. Скажем только, что мы предлагаем стандартный набор редакторов для дизайна интерьера без «экзотических» программ.

Читайте также  Цветовые решения макетной части дизайн-проектов

При использовании информационно-коммуникативных технологий в процессе профессиональной подготовки дизайнеров интерьера актуальными становятся вопросы междисциплинарных связей, которые предоставляют возможность углубленного изучения учебного материала. И также, недостаточно продуманные межпредметные связи могут снизить эффективность многих усилий. Обязательно надо сказать о проблемах организации учебного процесса, и обеспеченности аудиторий специальными графическими техническими средствами, без которых информационные технологии почти не существуют: принтер, сканер, графический планшет и т. д. Без этих устройств невозможно осуществлять качественную профессиональную подготовку будущих специалистов по дизайну интерьера.

Исследование показало, что существует ряд проблем организации учебного процесса, которые не дают возможности изучать компьютерные программы в полной мере, раскрыть творческий потенциал будущего специалиста, развития его творческих способностей. Недостаточно хорошо продуманы межпредметные связи могут свести на нет усилия многих педагогов, подорвать интерес к обучению студентов. Техническая неподготовленность, не оснащенные аудиторий специальными техническими средствами не позволяют эффективно осуществлять учебный процесс. Именно информационно-коммуникативные технологии должны занять ведущее место в профессиональной подготовке дизайнеров интерьера.

В современном дизайне широко используются информационно коммуникативные технологии. Профессионализм будущего специалиста дизайнера интерьера заключается в умении пользоваться новыми технологиями, в умении работать в программах векторной и растровой графики, в умении выполнить чертежи в современных CAD программах, в медленном владении трехмерным редактором, в знании сетевых технологий коммуникаций.

Таким образом, предлагаем как можно полного использования возможностей информационно-коммуникационных технологий для максимальной приближенности учебной деятельности студента в процессе освоения специальных дисциплин в профессиональной деятельности специалиста. Рекомендуем применения информационно-коммуникативных технологий как в аудиторной, так и в внеаудиторной учебной деятельности. Считаем, что качество подготовки дизайнеров интерьера также зависит от грамотной организации процесса профессиональной подготовки.

Похожее ...

Добавить комментарий