Работе в учебном заведении по направлению дизайн

rabote-v-uchebnom-zavedenii-po-napravleniyu-dizayn

Работе в учебном заведении по направлению дизайн

В современных экономических условиях особенно остро стоят проблемы построения эффективной системы работы с одаренными студентами, что позволит им конкурировать на рынке труда с ведущими государствами мира. Такая подготовка возможна только при условии системного и поэтапного внедрения специализированных программ поиска одаренной молодежи, построении концептуальной модели учебно-воспитательного процесса и развития одаренных студентов.

Концепция поддержки одаренной молодежи закреплена во всех нормативно-правовых актах, регламентирующих деятельность высшего учебного заведения, а также Программе развития одаренных детей и молодежи, Указах Президента и тому подобное.

Реализация определенных положений требует детального системного анализа в контексте общегосударственной системы поиска, отбора, обучения, воспитания и развития одаренной молодежи в с привлечением специалистов из разных областей.

Одаренность позиционируется в контексте индивидуального творчески мотивационного потенциала личности, является базисом в достижении высоких результатов во всех сферах деятельности.

В педагогической литературе представлены формы и методы работы с одаренными детьми на примере учебных заведений. Однако научные исследования художественного образования в контексте педагогической работы с одаренной молодежью крайне фрагментарны и требуют дальнейшей доработки и систематизации. Выделяют стратегические цели в содействии инновациям и творчеству на всех уровнях образования и профессиональной подготовки на основе компетентностного подхода, раскрывает вопросы педагогической диагностики дизайн-одаренности учащихся общеобразовательной школы. Существует разница в интеллектуальной и творческой одаренности. Дизайнеру свойственна интеллектуальная одаренность, которой обеспечивается гармоничное адаптация человека со средой.

Цели развития художественного образования определены по результатам второй мировой конференции по художественного образования, состоявшейся в Сеуле в 2010 под эгидой ЮНЕСКО: доступность художественного образования; высокое качество концепций и программ; соответствие художественного образования современным вызовам.

Базовая ценностная ориентация дизайн-образования предусматривает развитие проектного мышления и овладение методами проектирования. Важным в этом контексте является отбор абитуриентов, которые имеют высокий уровень развития и восприятия проектной культуры во всем спектре ее проявления.

Стержневой функцией дизайна среды является организация предметно пространственных комплексов и систем. Соответственно, область деятельности дизайнера интерьера достаточно вместительная, поэтому возникает потребность в специалистах профессионалах, способных проектировать не только с учетом потребностей потребителя, но и в соответствии с современными технологическими, социально-экономических вызовов, прогнозируя спрос очерченных тенденций в будущем.

Определенная нами структура профессиональной компетентности дизайнера интерьера основывается на художественно-графической, проектной, конструкторской, технической, технологической, организационно-управленческой, контролирующей и опытно-экспериментальной видах деятельности. С другой стороны, были обнаружены базовые компоненты, которые имеют место во всех видах деятельности, а именно: мотивационно-личностный, творчески инновационный, реализационные-деятельностный и рефлексивный.

Проблема профессионального отбора является сложной, что аргументируется сложности профессии дизайнера, поскольку работа дизайнера интерьера проявляется в дуализме научных технических составляющих и способности к художественно-образной выразительности предметно-пространственной среды в проектной деятельности. В отечественной педагогике эти вопросы отбора целостно еще не решены.

В практике высших учебных дизайн-образования работа с одаренной молодежью должна отделяться в отдельное направление с соответствующими организационными и педагогическими акцентами. Для реализации этой цели необходимо разработать и внедрить различные подходы по выявлению и развитию талантливой молодежи. Поэтому актуальным становится вопрос:

> Разработки психолого-педагогической диагностики одаренности;

> Научно-исследовательской работы по этой проблематике в художественных высших учебных заведениях;

> Проведения педагогического эксперимента в контексте проектирования и качества реализации образовательных программ;

> Повышение квалификации научно-педагогических кадров в сфере дизайн-образования с учетом способности к работе с одаренной молодежью;

> Оптимизация образовательной траектории в контексте работы с одаренной молодежью;

> Разработка учебных и методических материалов по определенной проблематике.

Читайте также  Использование экологически чистых материалов в интерьере офисных помещений

Актуальными возникает вопрос готовности профессорско-преподавательского состава к педагогической диагностики студенческой одаренности в условиях дизайн-образования. В связи с этим акцентируем внимание на следующих научных направлениях:

> Разработка и адаптация диагностического инструментария и критериев выявления одаренности среди студентов, и проектирование траектории их личностного развития;

> Педагогическая организация индивидуальной и групповой деятельности одаренной молодежи;

> Развитие познавательной деятельности одаренной молодежи;

> Актуализация творческой продуктивной деятельности по использованию современных научных достижений по работе с одаренной молодежью;

> Повышение уровня профессиональной компетентности профессорско-преподавательского состава в организации работы с одаренной молодежью;

> Организация научно-проектной работы с одаренной молодежью по направлению «дизайн»;

> Реализация научного руководства опытно-экспериментальными площадками в высших учебных заведениях.

Поэтому творческое мышление одаренного дизайнера является неотъемлемым условием как успешного достижения классической триады (знания-умения-навыки), так и профессионального его становления и роста.

Поиски оптимальных форм и методов коллективной, групповой и индивидуальной работы с одаренной молодежью на занятиях свидетельствуют, что предпосылкой успешного формирования у студентов проектных навыков и развития их творческих способностей является сочетание аудиторной и самостоятельной работы.

Самостоятельная работа студента, которая должна продолжать и дополнять аудиторную, подчинена общепедагогическая принципам: научности, связи с жизнью, активности и сознательного усвоения знаний, дифференциации и индивидуального подхода, эмоциональности, компетентностного подхода и тому подобное. Однако самостоятельной работе присущи и специфические принципы: добровольности, динамичности, любопытства. Студент добровольно выбирает вид творческой работы в связи со своим интересами и способностями. Опора на интерес — важный принцип организации внеаудиторной творческой деятельности. Однако при этом не следует забывать, что интерес рассматривается не только как педагогическое средство преподавателя и мотив деятельности студента, но и результат учебно-воспитательного процесса. Условием и критерием эффективности самостоятельной работы должно быть инициативность и самоорганизация студента.

В процессе разработки практической системы обучения творчеству одаренной молодежи, следует учитывать, во-первых, что творческий потенциал присущ каждому студенту. Уровень же решения творческих задач зависит от его опорных знаний, развития психических процессов, личностных качеств и владение методами и приемами творческой деятельности. Во-вторых, главной и определяющей условием творческих успехов является упорный труд и настойчивость в достижении поставленной цели.

Проектная практика в сфере дизайн-образовании требует глубоких знаний о сущности творчества и особенности творческого процесса. В контексте философской позиции, под творчеством понимается только то, что связано с созданием чего-то нового, отличного от уже существующего, с точки зрения психологии творчество понимается как процесс создания нового для конкретного субъекта. Творчеством в дизайне называют деятельность, которая способствует созданию, открытию раньше неизвестного проектного решения в контексте художественной выразительности предметно-пространственной среды. Таким образом, творческий процесс имеет объективный и субъективный характер.

Указанное свидетельствует, что для реализации творческого акта одаренной молодежи в процессе проектного обучения необходимо предусматривать в его организации элементы субъективной новизны. Такой включения имеет принципиальное значение для управления творческим процессом, дает основания для рассмотрения проектно исследовательской деятельности студентов как одного из направлений учебно-воспитательной работы. Он требует систематической подготовки студентов к исследовательской работе, используя различные методы и организационные формы. Итак, главной задачей преподавателя на этом этапе обучения является поиск путей, средств и форм организации творческой деятельности студентов в процессе профессиональной подготовки по направлению «дизайн».

Важным фактором развития творческих способностей студентов является наличие в них устойчивых специальных интересов. Поэтому-то система организации творческой деятельности будущих дизайнеров, прежде всего, предполагает глубокое и всестороннее изучение их интересов путем наблюдений, бесед, анкетирования и тому подобное. С точки зрения психологов, интерес может быть предметом специального научного исследования. Он меняется, развивается, совершенствуется под влиянием различных средств и методами обучения.

Читайте также  Искусственное освещение в дизайне кафетериев

Так, учет в организации проектно-исследовательской деятельности одаренных студентов психологического механизма эвристических процессов направляет преподавателя на использование таких педагогических методов и приемов, которые усиливали побудительную роль интереса в формировании необходимых качеств дизайнера, развивали положительное эмоциональное отношение к его творческой профессии. В этом случае недопустима переоценка дидактического и недооценка воспитательного аспекта. Преподавателю следует создать благоприятные для студентов ситуации успеха первых творческих проектных результатов, приобретение личностных и профессиональных новообразований будущих дизайнеров.

Первый этап процесса подготовке дизайнера интерьера основывается на сочетании известного и понятного, простого и доступного. Предлагаются несложные и непродолжительные задачи, но имеющие значение для дальнейшей деятельности. Скажем, большие по объему задачи делятся на ряд простых, но таких, которые содержат существенные проблемы. Со временем, когда студенты приобретут практический опыт происходит их переход на качественно новый уровень развития, появляется возможность усложнить их творческую деятельность с учетом накопленных знаний и уровня подготовленности. Итак, последовательное и целенаправленное внедрение элементов исследовательской деятельности, усложнение видов проектных задач возникает необходимым условием воспитания у студентов творческого отношения к проектной работы.

Учеными доказано, что качество и эффективность проектной творчества студентов зависит от умелого сочетания практической деятельности с процессом овладения необходимыми теоретическими знаниями. Поэтому-то, получив практическое задание, студенты сначала основательно прорабатывают соответствующую литературу и выясняют проектные нормы, лежащие в основе дизайн-проектирования. Преподаватель, не ограничивая инициативу студентов и учитывая их возможности, оказывает им необходимую помощь в виде советов и корректировке результатов проектного решения, предлагает источники информации, которые открывают путь для творческих поисков, совместно анализируют проектную практику известных дизайнеров. Стимулирование руководителем самостоятельных поисков студентов-дизайнеров является педагогически оправданным, поскольку при таком подходе они не только способны выполнять проектные работы репродуктивного характера — «тиражирования идей», но и развивают творческие способности и дарования. Поскольку дизайн сегодня — это профессиональная деятельность, предполагающая формирование идей и концепций, внедрения инновационных технологий, различные виды деятельностей, гибко реагирует на требования рыночной экономики.

Важным психолого-педагогическим фактором активизации творческой деятельности одаренной молодежи и развития ее способностей является организация научной деятельности и создание в процессе обучения атмосферы взаимопонимания, доброжелательности и творческого общения. Большую роль в развитии творческих способностей будущих дизайнеров играет научно-исследовательская деятельность, в том числе их участие в научных конференциях, семинарах, проектных выставках, что позволяет ознакомить студентов с творческими и научными достижениями других студентов. Такая популяризация их успехов способствует привлечению к научной деятельности больше одаренных студентов. Вместе с тем, признание однокурсниками творческих достижений своих коллег является хорошим стимулом к ​​упорной дальнейшей работы.

Итак, по нашему мнению, работа с одаренными студентами многовекторная. Важно не только в учебном заведении, но и еще в детстве, в семье своевременно выявлять одаренность и создавать в процессе обучения благоприятные условия для развития личности каждого студента путем обеспечения положительного инновационной образовательной среды. Для этого необходимо объединение усилий всех субъектов образования.

Таким образом, акцентируя внимание на развитии одаренности в системе дизайн-образования, перспективными направлениями возникают такие: разработка методики диагностики одаренности будущих дизайнеров; создание и реализация целевых и образовательных программ в области дизайн-образовании по работе с одаренной молодежью; многоуровневое повышение профессиональной компетентности педагогических кадров для работы с одаренными студентами и тому подобное.

Похожее ...

Добавить комментарий