Проектирование и реконструкция производственной среды современных предприятий

Проектирование и реконструкция производственной среды современных предприятий

Проектирование и реконструкция производственной среды современных предприятий

Выполнен анализ существующей исследовательской и методической литературы и реального опыта по истории проектирования и реконструкции производственных интерьеров, а также проблем, возникающих в этом направлении в условиях развития современной промышленности.

Ситуация в современной промышленности складывается таким образом, что на первое место выходит именно организация внутреннего пространства, интерьера промышленных производственных помещений, мест отдыха, рекреационные и другие элементы. Это обусловлено, прежде всего широким использованием существующих помещений крупных промышленных цехов, потеряли свое прежнее значение с распадом советского государства, общесоюзной системы промышленных связей, переориентация промышленной политики страны на небольшие частные промышленные предприятия, необходимость поддержки отечественного производителя при отсутствии государственных средств на перестройку и реконструкцию сделали необходимой именно работу дизайнера, проектирование интерьеров, приспособления старых производственных помещений под современные требования организации рабочего пространства. К тому же, сегодня как, так и за ее пределами бывшие промышленные и коммунальные помещения используются по коммерческому назначению в виде супер-, гипер- и мега-маркетов. Этот вид реконструкции быстро окупается. В этом и заключается актуальность данной проблемы.

Цель предлагаемой статьи — определить проблематику современных отечественных промышленных интерьеров путем рассмотрения существующих решений и за ее пределами, изучение теории промышленного интерьера классическими разработками отечественных авторов и поиски новых решений проблемы в связи с реконструированием существующих производственных сооружений.

Объектом статьи является вопрос участия дизайнеров в современном проектировании промышленных помещений и анализ существующей на сегодняшний день литературы и научных разработок в этой области.

Во времена становления капиталистического общества главной целью было количество производимой продукции, а к условиям труда требования были минимальны. Конечно, это приводило к повышенному травматизму на предприятиях, роста профессиональных заболеваний, низкой квалификации рабочих и, наконец к задержке развития производства. Если рассмотреть фотографии интерьеров старейших заводов и сравнить их с интерьерами периода развитого социализма, или современными промышленными помещениями, становится понятным, что развитие внутреннего пространства происходил в направлении улучшения главных санитарно-гигиенических факторов. Освещение и уменьшение уровня шума и вибрации, безопасность технологического процесса улучшались с развитием новых технологий и материалов. С ростом сознания общества отношение к условиям труда в корне изменилось. Понимание того, что качество и количество продукции напрямую зависит от комфорта и безопасности работников привело к появлению большого количества объективного факторов, необходимо учесть при проектировании любого производственного помещения.

Понятно, что, несмотря на это, проектировщик интерьера изучает, прежде всего, санитарно-гигиенические, функционально-технологические, технико-экономические и другие составляющие, создавая пространство, в котором человеку будет комфортно, удобно и уютно выполнять определенные технологические процессы, проводить большую часть (до 40%) времени.

Важным элементом промышленного интерьера могут стать и все существующие коммуникации и инженерные сети, выступая как метрические, или ритмические акценты общей композиции. Дизайнер имеет возможность использовать, или спрятать эти элементы декоративными конструкциями.

Читайте также  Дорожная карта дизайна

И все же, промышленный интерьер не должен превратиться лишь на совокупность выполнения определенных норм и требований. Каждая частная уважающая себя фирма вырабатывает свой стиль, свои привлекательные особенности, к которым наряду с логотипом спецодеждой входит и оформление интерьеров помещений. Эстетическая привлекательность и узнаваемая особенность достигается дизайнеры не столько и не только благодаря правильному технологическому размещению оборудования, соответственно подобранному цвету стен и потолка, или обоснованному использованию акустических перегородок. Настоящие дизайнерские решения делают обычный цех, производственное помещение непохожим на склад или строительную площадку (как бывает при отсутствии дизайн-решения), комфортабельным, уютным, приспособленным для долговременного пребывания в нем людей.

Современные технологии не просто меняют процесс производства той или иной продукции. Значительно меняются условия нахождения человека на предприятии, повышается степень комфортности как во время непосредственной работы, технологического процесса, так и условия релаксации, восстановления оптимального состояния человека во время перерыва, отдыха. Сейчас можем обеспечить цеха дневным освещением, кондиционерами и обогревателями, установить климат-контроль, пилофильтры, акустический защиту, создать искусственный микроклимат в любой зоне производства. Конечно, это требует от руководителей вложения средств и немалых. И на сегодняшний день решение этих задач должно стать обязательным для всех компаний.

К сожалению, многие отечественные фирмы пытаются «гнать продукцию», не слишком занимаясь условиями труда и отдыха своих работников. Существует большое количество разработок в литературе, которые рассматривают различные факторы обеспечения рабочего режима и комфорта, дают некоторые рекомендации относительно избрания различных параметров технологических процессов. Но большинство из них остается на бумаге, поскольку имеют сложную и распространенную форму, а швеи, парикмахеры, кондитеры и другие рабочие продолжают терять зрение, слух и здоровья во время работы.

Среди ученых настоящее очень немного печатных работ, посвященных промышленным интерьерам. Фактически, после исследований и дополненного исследования научные исследования в этой области дизайна почти не проводились.

И если в большой социалистическом государстве упор делался на развитие крупных по размерам предприятий тяжелой промышленности, в наше время акценты меняются. Вместо общей застройки новыми величественными помещений, происходит перестройка, реконструкция. Эти же помещения, в которых производство давно прекратилось, заводы обанкротились, предприятия распались, приспосабливаются частными предпринимателями, акционерными объединениями под новые, небольшие по объему производства, в основном легкой, пищевой, бытовой промышленности, или даже торговые площадки, супермаркеты и т. д. При этом теряет роль архитектор, как председатель застройки, зато на первый план выходит именно дизайнер, который должен обеспечить оптимальные параметры температурно-влажностного режима, избежать загрязнения и загазованности воздуха, шума и вибрации, создать определенные условия освещенности, чистоты и других требований, при этом восстановив эстетические качества помещений, с использованием современных отделочных материалов, произведений декоративного искусства и введение природных элементов в интерьер.

Читайте также  Методика подготовки магистров по специальности "ДИЗАЙН"

Более интересными и современными кажутся эксперименты зарубежных дизайнеров настоящее (Лофтс-дизайн). Примером может служить перестройка фирмой Джека Барклея-Ltd промышленного сооружения в салон показа автомобилей Бентли в Лондоне (декабрь 2004), приспособление бывшей фабрики под школу по системе Монтессори в Колорадо, современные суперфешенебельни интерьеры на основе производственных помещений Emergence of Lofts в Барселоне и Нью-Йорке.

Среди зарубежных изданий близкими к отрасли рассматривается, и самыми интересными кажутся. Эти довольно выдающиеся издания рассматривают необходимость изменения интерьера при изменении функции здания в условиях современной урбанизации, подчеркивают необходимость понимания процесса, что будет происходить в сооружении в дальнейшем, рассматривают интерьер как часть корпоративной культуры будущего предприятия. И оба эти издания в большей степени направлены на общественные коммерческие или офисные инфраструктуры. Промышленность лишь косвенно можно рассматривать в пределах исследованных источников. Состояние же отечественной экономики на сегодня требует совсем других приоритетов.

Не секрет, что быстрые темпы развития отечественных предприятий, одновременное появление большого количества небольших швейных и обувных, кондитерских и мясных цехов привели к тому, что непрофессионально оборудованы старые помещения не имеют даже необходимых по нормам освещения и цветового решения, не говоря уже о зоны релаксации, или какие-то эстетические качества помещений. Этот процесс почти не контролируется государством, больше заинтересованном в своевременной выплате всевозможных налогов, чем в обеспечении комфортных условий труда на таких предприятиях.

На фестивале «Архитектурная Москва 2007» — XII Международной выставке «Архитектура и Дизайн» большое место заняла экспозиция «Прогулки по промзоне» — визуальные экскурсии по бывшим фабрикам и заводам, перепрофилированы для нужд города. Один из выводов: «Дизайнеры вынуждены оперативно адаптироваться под все это научно-технический прогресс, не забывая и о своих первоочередных задачах создания стиля, красоты, новизны и яркости предметов интерьера».

Таким образом, рассмотрев исторические пути развития промышленного интерьера (а это легко сделать на примере местной промышленности, которая имеет глубокие исторические корни), а также исследовав современные тенденции дизайна промышленности, опираясь на достижения современных в производстве строительных и отделочных материалов (за последние годы промышленность обогатилась большим количеством новых экологически чистых, полезных и эстетически привлекательных находок, новых типов освещения, решений потолка, перегородок и другими элементами, которые просто необходимо систематизировать для грамотной рекомендации их в дизайнерском проектировании), целесообразно разработать конкретные методические рекомендации для некоторых предприятий легкой, пищевой, бытовой промышленности, чаще всего сегодня начинают работу на базе существующих производственных помещений, по которым дизайнер легко и быстро сможет выбрать основные параметры освещения, цвета ограждающих конструкций, оборудования, коммуникаций и воспользоваться обоснованными советами по применению растений, светильников, мебели и различных декоративных элементов при решении интерьеров.

Похожее ...

Добавить комментарий