Подготовка будущих дизайнеров в высших учебных заведениях

podgotovka-budushhih-dizaynerov-v-vyisshih-uchebnyih-zavedeniyah

Подготовка будущих дизайнеров в высших учебных заведениях

В современном информационном обществе интеллектуально-творческий ресурс личности приобретает все более весомое значение как постоянный и надежный источник повышения совокупного национального дохода. Мировая практика убедительно доказывает, что для успешного развития общества важно взаимодополнять науку, искусство и производственные технологии и, особенно, в ходе подготовки специалистов по дизайну для различных отраслей жизнедеятельности общества. Научная, экономическая и культурная сферы не только взаимосвязаны, они глубоко проникают друг в друга, создавая общественную среду, благоприятную для развития творческого потенциала, предприимчивости, культурного самовыражения будущих дизайнеров. Образовательно-культурный синтез эстетического и рационального, художественного и утилитарного является методологической основой для развития дизайн-образования, для выявления и поддержки интеллектуально и творчески одаренной студенческой молодежи. Несмотря на актуальность современной дизайн-образования, она не получила системного и обоснованного освещения в отечественной педагогической науке и практике высшей школы.

Установлено, что дизайн-образование XXI века должно ориентировать будущих специалистов дизайна не только на познание целостного мира, но и на проектирование новой реальности, в которой бы красота с целесообразностью стали основой архитектонической творчества, пространственного формообразования художников-конструкторов в разных направлениях жизнедеятельности общества.

Художественное проектирование должно стать не только методом конструктивного взаимодействия личности с предметным окружающей средой, но и интегрированным учебным содержанием искусства и технологий для студентов высших учебных заведений: педагогических, художественных, технических, культурологических и др.

Следует отметить, что на существует разница в интеллектуальной одаренности и творческой одаренности. Творческая одаренность может быть присущей художнику-графику или художнику-живописцу, для которого удовольствие приносит не результат, а процесс творческой деятельности. А дизайнер направлен на результат, на будущую новую форму материального окружающей среды. Следовательно, дизайнеру свойственна интеллектуальная одаренность, которой обеспечивается гармоничное адаптация человека со средой.

Информационно-личностное креативная среда, которым стимулируется интегративность желание-мысли-предметного действия, оказывается в проектно-творческой деятельности дизайнера, в взаимодополняемости художественной, научной, технического творчества. Именно синтез научной, художественной и технического творчества образует новое качество — проект или дизайн. Дизайн — это художественное проектирование, при котором обеспечивается синтез научных знаний, инженерно-технического мышления и художественно-образной воображения и объекты которого направлены на формообразования предметного окружающей среды (определение по современным словарем Святоцкого).

В процессе наших исследований было определено, что понятие «дизайн» в отечественных и зарубежных исторических источниках сказывалось своеобразными терминами: «утилитарная эстетика» (термин П. П. Чубинского), «практическая эстетика» (термин Г. Земпера), «художественный труд» (термин А. И. Луначарского), «протодизайн», «этнодизайн» и другие. распространенным в искусствоведческой литературе, в частности, классификациях искусств по А. Нестеренко и М. Каганом, является термин «архитектоническая творчество», разновидностями которой является формотворчо- пространственные искусства: архитектура, декоративно прикладное искусство и дизайн.

Читайте также  Адекватное восприятие художественной формы студентами специальности «дизайн»

Сравнительный анализ дизайн образования в разных странах мира свидетельствует, что ведущими дизайнерскими образовательными системами были британская, немецкая, итальянская и американская. Но сегодня мы присматриваемся к дизайну стран — «азиатских тигров»: Китая, Тайваня, Сингапура, Южной Кореи, Японии. Там в настоящее момент дизайн-образование является системой интеллектуальных смыслов, направленных в будущее. Там распространяется понятие «этнический дизайн», не столько коммерческий, сколько экологический.

Для Запада проблема художественного конструирования (или дизайна) была самостоятельной, такой, которую отдельно надо было решать и реализовать, а о японских специалистов (рабочих, инженеров, конструкторов) можно сказать, что они почти все врожденные дизайнеры, создатели хороших вещей, люди со вкусом. Итак, экономическое чудо Японии — это скорее чудо японского народа — работника, творца, который не просто умеет прекрасно работать, но и работать так, что его продукция определяется высокими эстетическими признаками, вкусом, адекватной функциональной соответствием конкуретноспособность товара потребностям потребителей. Становление и развитие национального дизайна следовало бы осуществлять на методологических принципах японской дизайн-образования.

Объекты окружающей среды классифицированы Е. Климовым на следующие типы: человек-природа, человек-техника, человек-человек, человек-художественные образы и человек-знаковые системы. В ходе диагностики дизайн-одаренности Зарегистрирован выяснено, что кроме указанных диссертантки признаков «технологической линии профессионально-творческого мышления будущих дизайнеров», приоритетное значение для них имеет эмоционально-положительное отношение к тем или иным формам объектов окружающей среды. Так, формы объектов среды «человек-природа» привлекают дизайнеров ландшафтов, конструкции объектов среды «человек-техника» является личностно ценностными для промышленных дизайнеров, среда «человек-человек» чаще выбирают дизайнеры костюма, среда «человек-художественные образы «является приоритетным для дизайнеров интерьеров, а вот среда» человек-знаковые системы «- это мир графических дизайнеров (в т. ч. веб дизайнеров). Итак, каждый из основных направлений технологической деятельности человека имеет соответствующее направление художественного проектирования.

В условиях дизайн-образования (с ее доктриной личностно ориентированного и компетентностного подходов к обучению) взаимодействие внутреннего информационно личностного, внешнего информационно-социального и учебного информационно педагогического сред должна стать приоритетной теоретической основой для учебного процесса из всех специализаций дизайна.

Читайте также  Искусственное освещение в дизайне кафетериев

Мы разработали и апробируя в различных вузах курс «Педагогика и психология дизайн-образования» и убеждены, что инвайронментальный (экологический) подход, положенный в основу такого курса, необходимо для подготовки будущих специалистов дизайна в высших учебных заведениях. К тому же, в зарубежной психолого-педагогической науке уже развивается новейшее направление » инвайронментальная психология» и экологический смысл образования.

Итак, методологической основой экспериментального процесса профессиональной подготовки дизайнеров на сегодня стоит «треугольник» трех основных функций современного дизайна: коммуникативно-эстетической, социально-культурной и утилитарно-потребительского, а не методологический треугольник, обусловлен художественным развитием, художественной культурой и искусством, характерное только для художественных высших учебных заведений.

Кроме фундаментальной подготовки будущих дизайнеров из рисунка, живописи, основам композиции, цветоведения, пластической анатомии, истории искусств, начертательной геометрии, основ экологии особое внимание необходимо обращать на специфику информационно-личностного среды будущих дизайнеров, на их эмоционально положительное отношение к формам окружающей среды и начала употреблять в научных работах понятие «енвайронментальна психология», «психология дизайн-образования», «педагогика дизайн-образования», «основы архитектонической творчества».

Наличие профессий дизайнера в отечественном классификаторе требует сегодня создания учебно-методических комплексов типа «университет-колледж». В таком случае изучения специальных дисциплин станет систематизированным и последовательным, учебные планы колледжей и университетов будут согласованы, а государственные потребности в дизайнерах, зафиксированные новым классификатором профессий, будут приняты во внимание выше педагогическими учебными заведениями.

Определение функций дизайна целесообразно рассматривать с учетом нового классификатора профессий, где отражено государственный заказ на специалистов по дизайну.

Мы обратили внимание, что коммуникативно-эстетическая функция дизайна проявляется в деятельности дизайнера-исследователя. Это уровень дизайнера-магистра, способного к научному творчеству в направлении дизайн-образования, к разработке современной теории дизайна. Код профессии дизайнера-исследователя приравнивается к профессии искусствоведа (изобразительного и декоративно-прикладного искусств).

Социокультурная функция дизайна присуща художнику-конструктору. Это уровень дизайнера-бакалавра, способного производить дизайнерские предложения, художественные проекты. В классификаторе профессий предусмотрены следующие виды дизайна для художников конструкторов: дизайнер визажа, причесок; дизайнер графических работ, мультимедийных объектов; дизайнер интерьера, мебели, дизайнер одежды, тканей, дизайнер промышленных изделий и объектов и упаковки. Есть еще дизайнер ландшафтов, фитодизайнер.

Утилитарно-потребительская функция дизайна оказывается на уровне дизайнера-исполнителя. Это уровень младшего специалиста, производит поисковые макеты в соответствии с дизайнерских предложений художника-конструктора.

Итак, подготовка будущих дизайнеров является актуальной проблемой современности, требует проведения научных исследований, нормативно-правового и практического обеспечения.

Похожее ...

Добавить комментарий