Перспективы совершенствования профессии дизайнера архитектуры

perspektivyi-sovershenstvovaniya-professii-dizaynera-arhitekturyi

Перспективы совершенствования профессии дизайнера архитектуры

К доминантных в образовании, науке и прикладной деятельности направлений дизайна архитектурной среды можно отнести: а) городской дизайн; б) интерьерный дизайн.

Деятельность в этой области в последние годы показала, что существуют проблемные вопросы по подготовке специалистов по специальности «дизайн архитектурной среды», среди которых главными являются следующие:

  1. 1. Отсутствие в архитектурной типологии, которая изучает общие типичные признаки архитектурных объектов, четко очерченного объекта и предмета исследования и проектирования для указанной специальности.
  2. Необходимость отработки на достаточном уровне основ типологии архитектурной среды, которая изучает особенности формообразования различных типов архитектурной среды в зависимости от ситуаций жизнедеятельности, в них происходят, и экологических концепций их развития.
  3. Отсутствие общих критериев подготовки специалистов по указанной специальности и наличие разногласий в наполнении учебных планов и содержании учебных дисциплин.
  4. Отсутствие отдельной научной специальности по дизайну архитектурной среды как завершение ступенчатой подготовки специалистов (бакалавр-магистр-аспирант), как это, например, в других архитектурных специальностей.
  5. Отсутствие в перечне специализаций по образованию среди квалификационных требований к проектированию объектов архитектуры и разработки градостроительной документации специальности.

Поэтому актуальной является тезис, что настоящее требует изменения парадигмы в национальном дизайне архитектурной среды и в более широком смысле в архитектуре вообще, когда от отдельных аспектов следует постепенно переходить к единой органической теории познания генезиса и применения достижений архитектурного феномена в его неразрывном единстве в взаимодействия всех составляющих, которые его формируют. Это важно особенно сейчас, когда существуют и приобретают динамики различные регрессивные тенденции и в дизайне, и в архитектуре, и в среде.

Основная часть

В начале XXI века сформировались три основных течения в подготовке специалистов по специальности «дизайн архитектурной среды»:

  1. Первая проросла из некогда признанных постулатов реалистической доктрины, которая вобрала достижения классиков архитектуры от античных до советских времен, апологетов соцреализма, эксперименты конструктивистов-функционалистов тому подобное.
  2. Второе течение, практически всегда находилась в тени первой, опиралась на достижения супрематисты, символистов, футуристов.
  3. Третья — это та, что наполняет понятие «ведущая национальная архитектурная школа». То есть течение, которое имеет признаки и первой, и второй, которые гармонизированы и учитывают континентальный, национальный, региональный и местный аспекты.

Первое течение начинается от знаний истории классической архитектуры, рисунка, проектирование. Ее задачей является создание классического архитектора — обладающего точным рисунком, умением конструировать формы и вычеркивать их, строить перспективу, чувствовать архитектурные нюансы, игру света и тени.

Читайте также  Проектирование и реконструкция производственной среды современных предприятий

Во втором случае искусство архитектора-дизайнера после тщательного отбора собирается по крупицам, каплях по обучению архитектора, архитектора-технолога, архитектора-материаловедов, архитектора-философа.

Третье течение подготовки архитектора-дизайнера — это то, что является одновременно и первым, и вторым указанным выше, что сплетенное из сверхтонких взаимно проникающих воздействий. Эту модель подготовки исповедуют немного архитектурных школ, только те, которые имеют значительный исторический, образовательный, научный опыт и одновременно в которых заметны современные достижения их педагогов и выпускников.

Большинство вновь школ шарахаются между двумя первыми моделями, не в силах интегрироваться ни в первую, ни во вторую течение. Именно от этого выглядят и крайне умеренными наши национальные достижения в дизайне архитектурной среды (это и римейки без единой мысли, проекты на грани обычного кича, решения, перегружены архитектурными украшениями), хотя, конечно, иногда также встречаются и оригинальные, удачные пространственные, экологические, действующие, цветовые решения, соответствующие естественному, ландшафтном, архитектурном контекста.

Опыт современного учебно-поискового дизайна архитектурной среды доказывает, что этот дизайн является интегрированным в другие архитектурные специальности, является предметом, существует на границах архитектурных специальностей, и развиваясь, и совершенствуясь сам, развивает и совершенствует градостроительства, архитектуры интерьера, оборудование, технологии, архитектурную физику.

Благодаря усилиям ученых и педагогов развитие профессии поступательное. Но существует также ряд проблемных вопросов, связанных с подготовкой специалистов по специальности «Дизайн архитектурной среды». Современное состояние среды жизнедеятельности человека требует перманентного мониторинга и анализа актуальных проблем, связанных с его формированием, определение приоритетных направлений развития дизайна архитектурной среды и перспектив совершенствования подготовки специалистов по специальности «Дизайн архитектурной среды».

В целом по результатам работы конференции можно констатировать:

— Нерешенность функционально-планировочных, композиционных, эргономических, экологических и других проблем в организации среды жизнедеятельности человека;

— Необходимость тщательного изучения мирового опыта в области дизайна архитектурной среды, качественной подготовки специалистов по специальности «Дизайн архитектурной среды», которые являются актуальными, но не решают насущных проблем в архитектурной среде и моделировании перспективных теоретических основ формирования среды жизнедеятельности человека;

— Активную работу по совершенствованию подготовки специалистов и наработки современного научно- исследовательского и учебно-методического материала по указанной специальности научно педагогическими коллективами архитектурных школ вузов. Отсутствие универсального подхода по подготовке подпрудового уровня специалистов по указанной специальности, различия в наполнении учебных планов и в содержании учебных дисциплин;

Читайте также  Становление профессионализма будущего специалиста по дизайну

— Формализация в начале XXI века. трех основных направлений подготовки специалистов по специальности «Дизайн архитектурной среды»: первый, сформировавшийся из признанных достижений реалистической доктрины, которая вобрала достижения классиков архитектуры от античных до советских времен, апологетов соцреализма, эксперименты конструктивистив- функционалистов; второго, опирающаяся на достижения супрематисты, символистов, футу- ристов; третьего, что соответствует понятию ведущей национальной архитектурной школы, которая имеет признаки первого и второго и учитывает континентальный, национальный, региональный и местный аспекты;

— Отсутствие в перечне специализаций по образованию среди квалификационных требований к проектированию объектов архитектуры и разработки градостроительной документации специальности «Дизайн архитектурной среды».

— Неопределенность в архитектурной типологии, которая изучает общие типичные признаки архитектурных объектов, четко очерченного объекта исследования и проектирования для специальности «Дизайн архитектурной среды» и отсутствие отдельной научной специальности по дизайну архитектурной среды, которая завершала подготовку специалистов (бакалавр-магистр-аспирант), как это для других архитектурных специальностей.

Учитывая вышесказанное, можно отметить:

1) необходимость изучения современного зарубежного опыта и сочетание лучших его достижений с отечественными традициями и достижениями и перехода от отдельных аспектов к единой органической теории формирования среды жизнедеятельности населения;

2) необходимость создания единой концепции и доктрины по подготовке специалистов по специальности «Дизайн архитектурной среды», приоритетными направлениями развития которой в высших учебных заведениях, есть — классический дизайн архитектурной среды, а также монументальный, культурологический, футуристический дизайн. Также некоторые прикладные его аспекты — урбодизайн, ландшафтный, сценографический и дизайн интерьера, оборудования, мебели и т. д. Во избежание несоответствий в наполнении учебных планов и содержании учебных дисциплин с сохранением региональных особенностей;

3) необходимость отработки на достаточном уровне основ типологии архитектурной среды, которая изучает особенности формообразования различных типов архитектурной среды в зависимости от ситуаций жизнедеятельности, в них происходят, и экологических концепций их развития;

4) необходимость формирования научной специальности по дизайну архитектурной среды и включения ее в перечень научных специальностей как завершение ступенчатой подготовки специалистов.

Похожее ...

Добавить комментарий