Многоступенчатая модель дизайн образования

mnogostupenchataya-model-dizayn-obrazovaniy-01

Многоступенчатая модель дизайн образования

В постиндустриальный период развития имеют право на существование разные формы дизайнерского образования. Актуализируется проблема проектирования, моделирования и внедрения системы переподготовки и самосовершенствования проектной культуры специалистов различных отраслей, а также курсовое обучение дизайнеров. Сторонники этой формы дизайн-образования справедливо утверждают, что курсы дизайна — это самый доступный и удобный способ овладения дизайнерской образованием и формирования проектной культуры. Следует лишь заметить, что в целях рекламы некоторые из них категорически заявляет, что для того, чтобы работать в этой увлекательной сфере, вовсе не обязательно получать специальное образование в художественном вузе.
Действительно, обучение дизайну здесь проходит в небольших коллективах, в удобное для клиента время, по удобному графику. Дизайнерские курсы — это преимущественно минимум теоретических знаний, которые можно сразу закрепить на практических занятиях. Но далеко не всегда обоснованны утверждения рекламодателей о том, что любой на курсах научится свободно владеть дизайнерскими инструментами (компьютерными программами) от Интернет-сайтов и интерфейсов программ к росписи ткани и флористики и сможет самореализоваться в любой из этих областей . «Овладение интересной профессии и возможность практической реализации Вашего таланта», — как пишут рекламодатели, все же требует наличия методов формирования и развития такого «таланта» в нестандартной для будущего специалиста форме. Вопрос же самореализации личности в той или иной отрасли безусловно требует фундаментальных знаний, которые дают определенную степень свободы в любой творческой деятельности. То есть, при всех позитивах обучение на курсах дизайнеров курсант получает знания и умения на уровне ремесленника, который овладел определенным перечнем операций по изготовлению некоторых дизайнерских изделий и готов их осуществлять в соответствии с собственными потребностями и спроса на такое качество изделий на рынке дизайнерской продукции. Поэтому в курсовой подготовке, например по дизайну интерьера, речь идет скорее не о профессиональном использования приобретенных знаний и навыков, а, главным образом, об оформлении своего дома. Это направление дизайн-образования полезен для каждого, кто планирует заниматься обустройством своего дома или квартиры самостоятельно, сделать все по своему вкусу. Итак, эта тенденция направлена ​​на реализацию одной из важных социальных функций дизайн-образования.
Особенно, если обучение проходит целенаправленно, поэтапно, например
— Базовый курс, рассчитанный на начинающих дизайнеров ( «Дизайн интерьера. Базовый курс — 1 этап»);
— Курс повышения квалификации ( «Дизайн и проектирование интерьера. Курс повышения квалификации — 2 этап»).
Предлагается также усваивать данные этапы по очереди или в течение одного курса — «Дизайн интерьеров». Курсы дизайна интерьера включают знакомство с законами конструирования, планирования, оформления помещения, предоставляют возможность научиться самостоятельно разрабатывать различные проекты (чертежи помещения, мебели и других предметов интерьера) с помощью программы AutoCAD.
Курсы «Батик, роспись ткани» готовят специалистов для работы в области декорирования помещений и росписи ткани. Курсанты овладевают способами оформления интерьеров, основами композиции и светотехники, различными техниками росписи ткани.
Курсы ландшафтного дизайна — это очень популярное направление в обучении дизайну соответствует тенденциям оформления загородных участков и прилегающих территорий дизайнерскими элементами: растениями, цветами, фонтанами, газонами и др.
Овладения такими дисциплинами, как «Ландшафтный дизайн», «Флористика и фитодизайн» и «Креативное проектирование развлекательных заведений, рекреационных зон», предоставляет возможность слушателям курсов сделать определенные шаги в проектировании ландшафта, организации открытого пространства, знакомит со способами оформления и визуализации проектов, дает навыки работы с растительным и строительным материалом, знакомит с декоративным садоводством и принципами аранжировки.
Практическом составлению букетов из живых цветов и сухоцветов посвящено учебный курс «Флористика».
Преимущественно такие курсы интересны для тех, кто увлекается разведением комнатных растений. Ведь украсить свой интерьер в соответствии со знаниями в области фитодизайна — значит не только сделать его более красивым, но и более здоровым.
На курсах графического дизайна и верстки веб-дизайна предлагается усвоить пакет основных графических программ — CorelDraw (векторная графика), Adobe Photoshop (растровая графика). Изучение программы CorelDraw на компьютерных курсах дизайна позволяет ознакомиться с векторной графикой, научиться самостоятельно создавать и редактировать графические изображения — макеты обложек книг, визиток, фирменных бланков, логотипов и открыток, выполнять их художественную обработку.
Большинство полиграфических исследований и типографий отдает предпочтение специалистам, которые обладают Adobe Illustrator. Изучение данной программы на дизайнерских курсах открывает возможности для работы с векторной графикой, благодаря способности программы тесно взаимодействовать с другими графическими пакетами.
Овладеть основами трехмерной анимационной графики, разобраться со сложными видами освещения и настройки окружающей среды, научиться строить трехмерные макеты помещений помогает компьютерный курс дизайна «3DS Max». Курсы «Adobe flash» знакомят курсантов с практической реализацией анимационных роликов, баннеров, интерактива сайтов, flash-презентаций, вставки звуковых эффектов и другими возможностями программы.
Компьютерные курсы «Веб-дизайна» знакомят с приемами создания собственных веб сайтов в Интернете, сокращенным курсом HTML (язык описания веб-страниц), взаимодействием с сетью Интернет через протоколы НТТР и FTP, с программами Adobe PhotoShop, Adobe ImageReady, Adobe Fireworks, Ulead GifAnimator, Adobe DreamWeaver, Adobe Flash.
Некоторые программы дизайнерских курсов включают ознакомление с особенностями систем AutoCad и ArchiCad. Слушателям курсов предлагается освоить возможности автоматизации процесса разработки проектной и конструкторской документации с помощью AutoCad, а на курсах ArchiCAD овладеть автоматизированным процессом разработки строительных сооружений, зданий и других объектов.
Знакомство с программой «^ D моделирования в AutoCAD» дает представление о создании и модификации объектов трехмерных сцен, а также использования средств тонирования и визуализации.
Организаторы таких курсов стараются постоянно совершенствовать учебные программы курсов дизайна и верстки согласно обновлением программного обеспечения.
Цикл курсовой подготовки по дизайну одежды позволяет слушателю приступить к преобразованию уже существующих и даже создания собственных проектов, но в основном ограничивается знакомством с векторной графикой в ​​области проектирования костюма и дизайна одежды, овладением некоторыми умениями с ручной росписи тканей, обработки кожи, ручного ткачества.
Тематика студийных занятий и курсовой подготовки по дизайну практически не ограничено. Это могут быть дизайн-студии по технологическому или отраслевого направления, художественно-декоративные, ремесленные и другие, например: концептуальный дизайн,
изодизайн, фитодизайн, дизайн одежды, мебели, интерьеров, рекламный дизайн и тому подобное. Может быть организовано также студии интегрированного характера, например: истории стилей, где ученики воспроизводят элементы технологической среды определенного исторического периода; математического дизайна, где ученики с помощью художественных образов выражают основные законы математики, моделирующие системы и процессы; биодизайн, в которой осуществляется проектирование конструкций на основе изучения зданий биологических форм и тому подобное. Студии могут быть также со свободной тематике, с участием школьников разного возраста и пола, постоянные и временные для решения любой задачи. Главной особенностью студийных занятий в вариативной части учебного плана является то, что эти занятия должны
включаться в общий школьное расписание, а каждому школьнику предоставляется возможность выбора студии и перехода в другую
Подготовку курсантов к профессиональной деятельности целесообразно проводить на факультативных занятиях. Направления допрофессиональной дизайн-подготовки выбираются с учетом возможностей школы и потребностей региона, а посещение этих занятий — по желанию и выбору старшеклассников. Факультативные занятия по дизайну могут проводиться за пределами расписания школьных занятий.
Последние годы в общеобразовательных школах Украины внедряется Программа профильного обучения учащихся общеобразовательных учебных заведений по специальности «Основы дизайна». Занятия в студии ориентирован на проектно-технологический подход в процессе производительной технологической подготовки, дает старшеклассникам возможность овладеть различными видами цвето-графического проектирования с помощью традиционных и электронных средств обучения, овладеть практическими навыками реализации проектного замысла с помощью материалов и техник в оригинальном поисковой макете, эксклюзивном или тиражной изделии.
Научно обоснованный содержание учебно-методического комплекса «Основы дизайна» направлено на удовлетворение потребности учащихся общеобразовательных и специализированных школ, лицеев, гимназий, коллегиумов в предметно-преобразовательной, проектно-технологической деятельности (поиска, обработки, синтезирования информации; воплощении проектного предложения в форме словесного, цвето-графического, предметно-модельного проекта).

Читайте также  Цветовые решения макетной части дизайн-проектов

mnogostupenchataya-model-dizayn-obrazovaniy-02
В смысле учебно-методического комплекса «Основы дизайна», разработанного в Институте педагогики (программа, календарно-тематический план, пособие для ученика, методические рекомендации для учителя, словарь) системно представлены основные сведения о дизайне как вид проектной деятельности. Так же рассмотрены проектирования как трехступенчатый процесс (словесное, цвето-графическое, предметно-пространственное), освещены сведения из композиционных закономерностей формообразования, цветоведения, материаловедения.
Программой предусмотрено, что воспитанники студии овладевают средствами выразительности в дизайн-проектах, навыками образотворення. Разработаны дизайн-концепции воплощают художественно-графическими средствами в форме дизайн-предложений, которые затем дорабатывают, уточняют, детализируют. Оформление творческого дизайн-проекта с «Графический дизайн» и «Веб-дизайна» будет способствовать овладению основными компетенциями в художественно графическом виде дизайн-деятельности. В студии во время ознакомления с основными средствами дизайн-проектирования в «Промышленном (индустриальном) дизайне» студенты овладевают основами художественно-графической культуры, впервые знакомятся с целостным процессом дизайнерской разработки эксклюзивных и серийных изделий проектно графическими средствами, усваивают путь реализации проектного предложения дизайнера к производственного образца и серийного изделия из приемы разработки и подготовки учебной художественно-графической документации дизайнера, конструкторской проектной документации инженера-конструктора, технологической документации технолога и технической документации рабочих-исполнителей и сборщиков.
Овладение основными умениями и компетенциями при изучении в студии разделов «Художественно-графической культуры в дизайн-проектах», «Промышленный (индустриальный) дизайн», разработки и подготовки личных творческих проектов будет хорошей базой для завершающего этапа профильного обучения в-технологического направления по направлению «Дизайн».
Разработка и реализация таких программ безусловно способствовать развитию дизайн-образования, созданию условий для распространения проектной культуры среди широких слоев украинского общества. Следующим шагом должно стать повышение уровня качества профессиональной подготовки преподавателей дизайна и отечественных дизайнеров в профильных высших учебных заведениях с учетом современных позитивных тенденций гуманизации и демократизации в дизайнерской образовании развитых стран мира.
Изучение тенденций развития системы профессиональной подготовки дизайнеров свидетельствует о том, что ступенчатая дизайн-образование обусловлено этапностью, оптимальной последовательности всех степеней, использованием личностно-ориентированного подхода. При этом каждый этап дизайн-образования является качественно новой перестройкой в ​​профессиональном сознании и деятельности, в образе профессионального «Я», в рефлексии, функциях и технологиях их использования. Степени могут характеризоваться различными временными и содержательными особенностями (продолжительность подготовки, учебный план и т. д.), однако принципиально важно обеспечить их сущностные инвариантные характеристики. Перспективной ступенчатой ​​образованием является такая, в которой:
— На первой ступени (младший специалист) — происходит усвоение мотивационно-психологических и процессуальных компонентов проектной деятельности, идентификации преобразовательной роли дизайнера с художественно-эстетическим и социальным запросом общества;
— На второй ступени (бакалавр) — овладение сущностными механизмами творческой деятельности и готовность к трансформации имеющихся дизайнерских наработок, выработка системы знаний и умений креативной деятельности, способности к поиску, построения и реализации дизайнерских проектов;
— На третьей ступени (магистр) — построение индивидуального авторского стиля на основе новых технологий с использованием системы знаний и умений опытно экспериментальной работы.
Модель непрерывной, многоуровневой дизайн-образования определяет основные принципы, отражающие специфику дизайн-образовательной практики. Функционирование дидактической модели основывается на принципах научности, проблемности, творческой активности, развивающего обучения, интеграции, проектно-ориентированной учебной деятельности. В проектировании модели подготовки специалиста-дизайнера в системе непрерывного профессионального образования учитывается взаимодействие принципа преемственности с другими принципами профессиональной подготовки специалистов-дизайнеров: профессиональной направленности, политехнизма, интеграции, единства обучения и воспитания, мотивации учения и труда, проблемности, индивидуальности обучения. Результаты проектировочного этапа исследования служат основой для разработки модели структурно-функциональной подготовки специалистов-дизайнеров в системе непрерывного образовательного процесса вуза.
Сейчас уже практически решен вопрос о переходе на двухуровневую систему: бакалавриат, магистратура. Первая ступень — бакалавриат по четырехлетним сроком обучения. Учитывая, что сегодняшний абитуриент — это в основном вчерашний школьник, не учился в художественной школе, трудно предположить, что после окончания четырехлетнего срока обучения в вузе он значительно превысит по своей подготовкой уровень выпускника художественного училища. Здесь следует оговориться, что прогноз будет только вероятностный характер, поскольку невозможно опираться на практический опыт, которого не существует. Если обратиться с государственными образовательными стандартами и учебными планами, разработанными на их основе, то можно заметить в них явное преимущество по теоретико-методологической подготовки и самостоятельной работы в отношении практической подготовки.
К сожалению, до сих пор нет разработанной и построенной теории дизайна и четкого представления, чего можно и нужно учить студентов магистратуры, чтобы избежать дублирования предыдущих курсов и в то же время не опережать обучение в аспирантуре. Для этого важно четко определить с работодателями место и роль магистров на производстве. То есть, мы имеем основания утверждать, что в развитии системы профессиональной подготовки дизайнеров четко вырисовывается тенденция движения от архаических форм обучения декоративно-прикладному искусству в разнообразии народных художественных промыслов к интеграции различных уровней и форм академической художественного образования, промышленного дизайна с технической эстетикой и дизайна в его постмодернистском толковании. Это движение имеет разновекторные показатели (проявления). С одной стороны, он принимает ту консервативности, что является характерным для академических учебных заведений, с другой пытается последовательно интегрировать в себе весь предыдущий опыт проектирования и моделирования профессиональной подготовки дизайнеров с его несколько спекулятивными авангардистскими тенденциями.
Вместе с тем, нельзя обойти вниманием другие модели дизайн-образования, в условиях зарождения и развития рыночной экономики интенсивно расширяют свою деятельность на рынке образовательных услуг. Их спектр в частном секторе рынка образовательных услуг достаточно широк и разнообразен: от краткосрочных курсов до официально аккредитованных и лицензированных Министерством образования и науки Украины высших учебных заведений — колледжей, институтов, дизайнерских факультетов частных университетов и академий. Академическая наука, как художественная, так и педагогическая, старается не замечать или откровенно отказывается разговоров об этом секторе, хотя мировая практика знает немало примеров, когда именно частные учебные заведения являются лучшими образовательными учреждениями.
Проектирование многоступенчатой ​​модели дизайнерского образовательного комплекса как образовательного учреждения инновационного типа повышенного уровня качества подготовки специалиста занимает особое место в менеджменте дизайн-образования. Внедрен нами дизайнерский образовательный комплекс «детская дизайн-студия — колледж — институт — последипломное курсовая переподготовка» является одним из примеров реализации гуманистических тенденций в системе профессиональной подготовки отечественных дизайнеров. Функционирование такого учебного комплекса приобретает эффективности в условиях системности, преемственности и качественной организации учебно-воспитательного процесса. Каждая составляющая такой модели является весьма распространенным типом образовательного учреждения в мировой системе профессиональной подготовки, а их объединение в комплекс является инновационным — в отечественном образовательном менеджменте.
Наша разработка модели комплексного учебного заведения инновационного типа — «детская дизайн-студия — художественный колледж — художественный институт — последипломное курсовое профессиональное совершенствование» основывалась на исследованиях проблем инновационного обучения и инновационной образовательной деятельности, комплексного процесса создания, распространения и использования нового типа организации учебно-воспитательного процесса. Она предусматривала проектирование и внедрение модели Си 11 ИД, в которой происходит профессиональное становление будущего дизайнера, развитие его творческого потенциала, изменение способов взаимодействия преподавателя и студента В процессе моделирования мы пытались усовершенствовать взаимодействие элементов системы, в которой интегрированы четыре относительно автономные подсистемы — детская дизайн-студия, колледж, вуз (дизайнерский факультет университета или профильный институт), курсовое последипломное обучение взрослых. Подобное их объединения в комплексы характерно для многоуровневого образования. Оно позволяет добиться совместными усилиями более высоких результатов в обучении студентов и художественно-педагогической деятельности преподавателей, направленной на повышение качества подготовки специалистов-дизайнеров, интенсифицируя процесс их подготовки.

Читайте также  Фитодизайн жилой среды

mnogostupenchataya-model-dizayn-obrazovaniy-03
Построение учебно-воспитательного процесса в нашей модели предусматривала:
— Соблюдение принципа фундаментальности в реализации соответствующего содержания;
— Овладение профессией и развитие профессиональной компетентности на основе единства и взаимосвязи теоретической и практической подготовки студентов;
— Соответствие особенностей реализации пропедевтики профессиональной подготовки будущего дизайнера целевым установкам основных уровней обучения;
— Последипломное самосовершенствования.
Сложная структура профессиональной подготовки будущего дизайнера требует соблюдения адекватных условий реализации разработанной модели на различных ее уровнях.
Соответствии с современными тенденциями развития дизайнерского образования, формирование и развитие проектной культуры и профессиональной компетентности будущих дизайнеров в внедряемой нами модели должно осуществляться по следующим этапам: профориентационная работа и пропедевтика дизайнерской подготовки, учебно-воспитательная работа в определенные учебным планом и программой сроки, последипломное самосовершенствования, образующей логическую структуру непрерывной профессиональной подготовки и самосовершенствования дизайнеров.
Проектирование целостной педагогической системы предполагает связь целей, содержания, методов, форм, средств обучения. Модель профессиональной подготовки дизайнеров должно отражать конечный результат функционирования интегративной системы.
Условиями ее успешного внедрения являются:
— Творческое взаимодействие педагогов и студентов;
— Целостность взаимосвязанных подсистем;
— Связь между всеми структурными и функциональными компонентами интегрированных подсистем;
— Преемственность между функциональными компонентами взаимосвязанных ступеней профессионального образования: проектировочными, конструктивными, коммуникативными, организаторскими и гностическими.
Важным условием успешного внедрения является установление внешних связей проектируемой целостной педагогической системы с социально-экономическим заказом общества и производством.

Похожее ...

Добавить комментарий