Методика подготовки магистров по специальности «ДИЗАЙН»

Методика подготовки магистров по специальности "ДИЗАЙН"

Методика подготовки магистров по специальности «ДИЗАЙН»

Методика подготовки магистров по специальности «ДИЗАЙН»

Каким путем развивается процесс формирования магистерского образования сегодня, лучше всего могут продемонстрировать учебные программы, а также требования, предъявляемые к выполнению дипломных квалификационных работ по специальности «Дизайн». Это и есть основные тезисы, которые мы попытаемся раскрыть, исходя из опыта учебно-методической работы, которая выполняется на кафедре дизайна и основ архитектуры.

Важнейшим является вопрос правильного выбора системы теоретических и практических дисциплин, должны вестись на магистерской уровне. Их перечень и содержание необходимо согласовать по болонской системе, в которой мы пытаемся интегрироваться. Хотя надо отметить, что даже среди технически художественных вузов, которые непосредственно задействованы в болонский процесс, намае абсолютной согласованности в программах. Да и не может быть такой унификации в принципе, поскольку каждая художественная школа находится в постоянном поиске своего индивидуального лица.

Подбирая дисциплины для магистров по спецальнистю «Дизайн», на кафедре дизайна и основ архитектуры учитывают как многолетнюю традицию преподавания художественно-технических вузов, так и насущные социальные, экономические, идеологические потребности общества, конъюнктуру, которая складывается на рынке. Программы из теоретических курсов и практических курсовых задач заключают, обращая особое внимание на взаимозависимость и взаимосвязанность системы теоретических курсов и практических задач, которые в результате формируют магистра и как искусствоведа, и как дизайнера-практика.

Студент-магистр имеет возможность выбора из двух специализаций:

«Графический дизайн» (дизайн рекламы и визуальных коммуникаций) и «Интерьер и оборудование» (дизайн предметной среды).

Цикл профессионально-ориентированной подготовки по специальности «Дизайн» образовательно-квалификационного уровня «магистр» содержит такие теретической дисциплины: экологический дизайн, свет и цвет в дизайне, теории и концепции дизайна второй половины XX в., Визуализация абстрактных смыслов, теория и методология системного анализа, фирменный стиль, теория рекламы, образная и морфологическая трансформация, дизайн выставок и ярмарок, эргодизайн, дизайн программирования. Также можно выделить определенные курсы по специализациям.

Так, для специализации «Интерьер и оборудование» это конструирование оборудования интерьеров, фитодизайн, дизайн городской среды, основные тенденции развития дизайна предметной среды, а для специализации «Графический дизайн» — мультимедийный дизайн, дизайн книги, основные тенденции развития графического дизайна, типографика, фотографика. О практической подготовки, то для специализации «Интерьер и оборудование» — это комплексное проектирование, проектирование интерьера, проектирование ландшафта. Практическая подготовка для специализации «Графический дизайн» — комплексное проектирование, проектирование систем визуальных коммуникаций.

Стоит отметить, что рассуждения преподавателей-дизайнеров о том, каким специалисты должно быть техническое лучше демонстрируют требования к выполнению магистерской квалификационной работы. Все магистерские работы можно разделить на три большие группы. Первая — магистерская квалификационная работа как теоретико-исследовательская работа, где дипломант дает ответы на теоретические вопросы. Вторая — исследование развития дизайна, узко поставленной проблемы. Третья — комплексная работа, которая объединяет как научно-исследовательскую, так и проектную части.

54694343432
На кафедре дизайна и основ архитектуры мы предпочитаем третьей группе — комплексной работе, которая оптимально проявляет как практические, так и теоретические навыки студента

Хотя не исключаем и чисто исследовательские работы, в которых подаются практические рекомендации к проектной деятельности, визуализированы в схемах, графиках, таблицах и тому подобное.

Читайте также  Технологии в процессе профессиональной подготовки дизайнера интерьеров

Итак, магистерская работа является завершающим этапом подготовки студентов по специальности «Дизайн» и содержит теоретическую и проектную части, дополнительно согласуется и утверждается индивидуально для каждого студента на методическом совете кафедры дизайна и основ архитектуры.

Темы и программы для магистерских работ разрабатываются методическим советом кафедры, учитывают основные актуальные потребности рынка дизайнерских услуг и соответствуют таким направлениям:

— Теория и история дизайна — аспекты осмысления материальной культуры, искусства и техники;
— Методы и средства создания объектов дизайна, определяющие их эстетические, социально культурные, эргономичны, функциональны, эксплуатационные, дизайн-маркетинговые и экологические характеристики;
— Синтез видов проектно-художественной деятельности в контексте формирования гармоничного предметно-пространственной среды;
— Принципы оптимальных технологий и формообразования объектов дизайна;
— Стилистика и художественно-образные средства дизайн-деятельности;
— Национальные етномистецьких традиции материальной культуры в контексте глобализационных тенденций проектно-художественного творчества;
— Экологический дизайн как направление проектирования гармоничного предметной среды с учетом требований охраны окружающей среды и здоровья человека;
— Средства визуальной информации, графических знаковых систем для предметно-пространственной среды и знаковых элементов для промышленных изделий;
— Историко-искусствоведческое основу современного дизайна;
— Принципы формирования системы элементов корпоративной идентификации в условиях глобализации;
— Проблемы синтеза визуального искусства и дизайна в объектах предметной среды;
— Проблемы оптимального формирования предметов и предметных комплексов в пространствах различного функционального назначения.
— Региональные, национальные и глобальные факторы формирования знаковой системы рекламного сообщения.

Теоретическая часть магистерской работы не вызывает вопросов, методика ее написания является разработанная

Мы же остановимся на проектной части работы. Проектная часть должна быть тематически согласована с научными исследованиями магистерской квалификационной работы. Она является практическим результатом научного анализа, теоретических разработок и научных выводов, увязка их с актуальными дизайнерскими проблемами современности. Также проект должен удовлетворять следующие основные требования, как: социальная актуальность, новизна дизайнерского решения, соответствие традициям страны, региона.
Составлен общие требования к выполнению практической части магистерской квалификационной работы. Они приведены на примере специализации «Интерьер и оборудование».

54694343433
Описание проекта для специализации «Интерьер и оборудование» (раздел может содержать такие составляющие анализа проекта):

1. Тема проекта. Цель, суть и содержание технического задания.

1.1. Формирование предварительного задания на проектирование.

1.2. Разработка технического задания и технического предложения.

2. Планировочные и объемно-пространственное решение функциональных зон, помещений, отдельных предметов оборудования: факторы выделения функциональных пространств; о ‘объемно-пространственный характер функциональных пространств; характер связи между функциональными пространствами.

3. Художественно-композиционное решение предметных комплексов и отдельных элементов предметно пространственной среды: художественная выразительность: образная выразительность; идейная оригинальность: новизна эстетической организации объемно-пространственной структуры, своеобразие использования принципов, приемов и методов формообразования, своеобразие декоративных и цвето-графических элементов выбора, адекватность приемов достижения оригинальности ансамблевого решения; рациональность и целесообразность формы; целостность композиции пластичного решения; целостность ансамблевого решения; совершенство и качество исполнения; соответствие моде.

Читайте также  Комбинаторика в проектировании интерьера для детей

4. Технические характеристики проекта.

4.1. Функциональные показатели — приводится характеристика степени удовлетворения конкретной потребности при использовании пространства, элемента оборудования, определяемая: совершенство выполнения основной функции; соответствие требованиям унификации и стандартизации; универсальность использования; совершенство выполнения вспомогательных операций.

4.2. Эргономика функциональных пространств и оборудование — анализ проводится по следующим критериям оценки: выходные эргономические данные; удобство и экономичность по затрат мускульной или умственной энергии; эффективность функционирования; безопасность и комфортность эксплуатации; психологический климат.

4.3. Специфика конструкторского решения элементов предметно-пространственной среды предусматривает: описание конструктивного типа изделия; наличие конструкторской спецификации, документации.

4.4. Технологическая часть: перечень предметов оборудования и декора; перечень основных и вспомогательных строительных и отделочных материалов; определение специфики изготовления предметов оборудования; технологический маршрут изготовления типовых образцов, декора.

4.5. Охрана труда: санитария, экологичность — характеризует степень влияния предметов оборудования и их функционирования на окружающую среду. Основные комплексные показатели анализа: токсичность; степень ресурсосбережения; степень утилизации и повторного использования материалов оборудования; воспитание экологического сознания потребителя.

4.6. Экономическая часть: анализируется эффективность принятого проектного решения в соответствии с экономическими показателями, приводятся следующие данные: экономическое обоснование принятого плану¬вального, функционально-эргономичного, конструктивно-технологического, эстетического решения проекта; стоимость предложенных в проекте предметов оборудования, облицовочных и отделочных материалов, художественных работ; стоимость проектной части; конечные данные затрат для реализации принятой дизайнерской концепции; расчет полной себестоимости (конечные данные затрат для реализации принятой дизайнерской концепции) экономическая эффективность.

Содержание и объем графической части проекта для специализации «Интерьер и оборудование» (дизайн предметно-пространственной среды):

Название проекта, автор, руководители дипломной работы.
Планы предметно-пространственной среды (М 1: 20, 1: 25, 1: 50).
Развертки объектов предметно-пространственной среды, план потолков, план покрытия и декоративного решения пола (М 1: 20, 1: 25, 1: 50).

Аксонометрия, перспективные изображения предметно-пространственной среды, главные и вспомогательные виды: выставочные комплексы, выставочные стенды, сценографическая оборудования, интерьеры и интерьерное оборудование помещений различных функций, малые архитектурно-художественные формы.

Ортогональные проекции (М 1:10, 1:20), разрезы, аксонометрия, перспективные изображения отдельных предметов (мебели, декоративных панно, витражей, мозаики и т. д.) и их комплексов.

Конструктивное решение ключевых элементов предметно-пространственной среды (ортогональная проекция, аксонометрия, разрезы, узлы соединения).

54694343434
Возможны варианты альтернативных планировочных решений помещений или предметов оборудования.

Варианты компоновочного решения предметов и предметных комплексов.

Схемы размещения и функционирования освещения.

Эргономические схемы.

Цвето-фактурная карта.

При оценке выпускной квалификационной работы исходят из того, что магистр должен уметь:

— Формулировать цель и задачи исследования;
— Составлять план исследования;
— Вести библиографический поиск с применением современных информационных технологий;
— Использовать современные методы научного исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования;
— Обрабатывать полученные данные, анализировать и синтезировать их на основе известных литературных источников;
— Оформлять результаты исследований в соответствии с современными требованиями в виде отчетов, рефератов, статей;
— На основе проведенных теоретических исследований предложить проектное решение для конкретной задачи.

Похожее ...

Добавить комментарий