Дорожная карта дизайна

Дорожная карта дизайна

Дорожная карта дизайна

Сколько бы не жаловались на неудовлетворительное состояние дизайна, ссылаясь на стагнацию экономики, упадок определенных отраслей производства, отсутствие должной поддержки проектно-художественного культуры со стороны государственных органов, — лучше от этого не станет. Единственный путь к улучшению ситуации довольно банальным. И заключается он в том, что каждый специалист должен отрабатывать на своем звене дизайна более интенсивно и более креативно. Интенсивно — это значит с повышенной производительностью; креативно — это синоним нестандартного, творческого подхода к работе. Именно инициатива «снизу» и творческие действия неравнодушных людей оказывали процессам становления отечественного дизайна осознанный характер и ощутимый ритм, в результате чего происходило медленное, но все же, продвижение вперед.

Безусловно, отсутствие должной государственной поддержки не добавляет оптимизма отечественной дизайнерской сообществу, тем более на фоне соседних Польши, Чехии, стран Балтии, где сегодня эта поддержка является существенной. Но и не стоит забывать о весьма непростые реформаторские процессы, которые совершили эти страны на пути в Евросоюз и при создании собственной, адаптированной к механизмам рыночной экономики, системы дизайна. Разрабатывая «дорожную карту» развития национального дизайна наши соседи определяли направления, методы движения, узловые точки, пользуясь как собственными источниками, так и зарубежным опытом. Внимательно изучались и выводы из истории мировой проектно художественной культуры. Один из них заключался в том, что даже в условиях экономического кризиса и, как следствие, слабого стимулирования дизайн-деятельности, активность профессионального сообщества направлялась на те ветви дизайна, которые непосредственно не зависели от объемов финансирования и производственных мощностей. То есть, речь идет об опережающем (по сравнению с проектной практикой) развитии научно-теоретических, образовательных и просветительских компонентов дизайна. В качестве исторических примеров такой «опережающей научно-просветительской компенсации» можно назвать крайне актуальными для своего времени и социально значимые проектно-художественные программы английского Движения за обновление искусств и ремесел второй половины XIX века, немецкого Веркбунда, Баухауза и российского ВХУТЕМАСа 1920-х годов, высшей школы художественного конструирования Ульм (Германия, 1950-60 годы). Именно цельные, понятные как для профессионалов, так и для широкой общественности просветительские программы «вхождения» дизайна в различные слои жизнедеятельности человека, предшествовали ощутимым сдвигам в экономике и культуре своих стран. Так, признан проектант и теоретик промышленного искусства Петер Беренс еще в начале ХХ века, представляя тезисы своей просветительской доктрины, отмечал: «Массовое производство потребительских товаров, отвечающих высоким эстетическим требованиям, станет благом не только для людей с тонким художественным вкусом, но и откроет доступ широким слоям народа к понятиям вкуса и приличия». При этом он отвергал сугубо технократический подход, утверждая, что «следование только функциональным или материальным целям не приведет к созданию настоящих культурных ценностей». Прозорливость пионера немецкой проектно-художественной культуры подтвердилась в конце 1960-х годов поражением концепции «ортодоксального функционализма», носителем которой выступала Ульмска школа дизайна. «Наступил кризис всех основ, на которых строился Ульмский проект дизайн-формы и модернизм в целом. Германия, которая долгое время лидировала в проектной культуре, упала в коматозное состояние, проявил полную бесплодность». От себя добавим, что в таком состоянии немецкий дизайн находился совсем недолго, оправившись от застоя благодаря самокритично оценке собственных проектных программ и «открытию окон» для свежего воздуха западных постмодернистских идей.

Читайте также  Экологическое направление дизайнерского творчества

Приведенные примеры являются маленькой иллюстрацией того, насколько важным должен быть не только «волонтерский дизайнерский», но и теоретические основы дизайн-деятельности. Это отмечают как известные ученые по дизайну, так и практикующие «звезды» мировой проектной культуры. Известный российский искусствовед, автор многих фундаментальных изданий В.Аронов в одной из своих публикаций замечает: «Теоретико-методологическая надстройка дизайна, очень заметна в прошлом, сейчас явно уменьшается … Теория дизайна изменилась даже внешне. Новая теория четко фиксирует реальные изменения эпохи глобализации, когда промышленные изделия проектируются, изготавливаются и распространяются наднациональными корпорациями во многих странах мира одновременно, а бывшая «искусственная» дизайнерская творчество выталкивается развитой дизайн-индустрией. Дизайн вошел в сферу производства как его полноправный элемент, требующий привлечения современных методик опережающего проектирования ». Рядом со своей оценкой, автор приводит высказывания знаменитого французского мастера Филиппа Старка: «… четверть века назад конечной целью дизайнеров было создание конструкции и внешнего вида отдельной вещи. Сегодня дизайнеры должны постоянно предлагать новые экологические и философские ценности, видение эволюции цивилизации, а не просто стиль и модные тенденции». О осознанный подход при проектировании бытовых предметов и вещей пишет другой звездный дизайнер из США — Карим Рашид: «В основе слова« дизайн »лежит понятие программы. Позволю себе такую ​​аналогию. Если вы хотите разработать дизайн своей жизни, то вы сядете, возьмете лист бумаги и начнете в приоритетном порядке расставлять определенные цели, которых хотите достичь. … Что касается меня, то больше вдохновения я черпаю из процесса мышления. Мы, художники, дизайнеры, создатели, инстинктивно и неизбежно стремимся к новым технологиям, которые открывают новые возможности для изменения мира, в котором мы живем».

Читайте также  Цветовые решения макетной части дизайн-проектов

Как видим, главные акценты делаются на глубинном понимании процессов дизайна, применении новейших, опережающих технологий проектирования. Такое внимание уважаемых зарубежных специалистов к обеспечению прочного, теоретического базиса дизайнерского творчества, безусловно, не может не радовать. В то же время, по сравнению с активной деятельностью западных коллег, еще больше проявляется пассивность профессионального сообщества. Соответственно, возникают вопросы: «Когда и каким образом мы будем наносить цели, план движения, главные ориентиры, перечень мероприятий на дорожную карту отечественного дизайна, если до сих пор не определили и не вынесли на широкое профессиональное обсуждение их возможные контуры?!». «Какой конкретно вклад должны сделать наши специалисты в разработку» стратегии национального возрождения »и в« будущее европейского дизайна»?!». Наконец, как скоординировать свои действия всем, кто заинтересован в создании такой карты?! Итак, вопросов пока еще больше, чем ответов. Поэтому, пора начинать действовать. Активно и креативно.

Похожее ...

Добавить комментарий