Что такое «Креативность»

Что такое "Креативность"

Что такое «Креативность»

Одним из основных компонентов отечественных стратегических образовательных документов является развитие креативности личности (Государственная национальная программа «Образование» («XXI века»)). Вопрос креативности остается на сегодня дискуссионным, ведь ученые разных стран, имеют свои взгляды на это явление. Растет научный интерес к изучению европейского, в частности британского, опыта по данной проблеме и сравнение его с отечественным с целью выяснения общего и отличного в видении этого вопроса.

В Великобритании, является принятым на государственном уровне определение, разработанное Национальным консультативным комитетом по вопросам креативного и культурного образования (NACCCE) в 1999 году. Комитет считает, что это «образная деятельность, организованная таким образом, чтобы получить результат, который был бы одновременно и оригинальным, и ценным». Разработанное толкование в контексте процессуально- результативного подхода цитируют в своих работах большинство ученых не только этой страны, но и ведущие ученые Европы.

Ученые также рассматривают этот феномен в процессуальном измерении, но без акцента на результате. Так, в толковых словарях (Большой толковый словарь современного языка, 2005; Современный толковый словарь языка, 2009, 2010), словарях иностранных слов (Современный словарь иностранных слов, 2007), Методических рекомендациях по разработке составляющих отраслевых стандартов высшего образования (2013 г. .) креативность объясняется, как «творческая, новаторская деятельность».

Читайте также  Становление профессионализма будущего специалиста по дизайну

Другая группа ученых, как британских, так и большинство отечественных психологов и педагогов трактуют креативность в рамках личностного подхода, а именно, как:

— Способность создавать новые и ценные идеи / кстати, используя умения и воображение;

— Способность порождать необычные / оригинальные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации / находить оригинальные решения;

— Способность личности воспринять проблему и, используя оптимальные для этого возможности, создать новый, оригинальный продукт социальной важности;

— Творческие возможности / способности человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении и отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом или ее отдельные черты, продукты деятельности, процесс их создания (Психологическая энциклопедия, 2006) и др.

Читайте также  Комбинаторика в проектировании интерьера для детей

Основные четыре характеристики креативности, выделены в британской теории (NACCCE, 1999), можно частично выделить и в дефинициях отечественных ученых: привлечение воображения (способность порождать идеи; творческие возможности, которые могут проявляться в мышлении), оригинальность (необычные / оригинальные идеи; новаторская деятельность тому подобное). Именно на них делается акцент научных источниках. Другие две категории (целеустремленность и определения ценности) меньше представлены в отечественных трактовках креативности. В некоторых формулировках («которые могут проявляться») целеустремленность вообще ставится под вопрос. По «определения ценности», она, если и упоминается, то чаще всего в социальном контексте («продукт социальной важности»).

Таким образом, в отечественной педагогической теории полного соответствия (единства всех характеристик) общепринятого в Британии трактовки нет. Термина «креативность» не хватает акцента на целеустремленности и определении ценности, детерминирует уменьшение внимания к этим характеристикам в процессе развития феномена, в частности в условиях высшего учебного заведения.

Похожее ...

Добавить комментарий