Адекватное восприятие художественной формы студентами специальности «дизайн»

Адекватное восприятие художественной формы студентами специальности «дизайн»

Адекватное восприятие художественной формы студентами специальности «дизайн»

Теоретико-методические аспекты достижения целостности художественной формы студентов специальности «дизайн»

Формирование адекватного восприятия студентами пропорций, конструкций, навыков анализа и синтеза, образного обобщения и т.д. способствует развитию целостного изображения. Таким образом, актуальность проблемы обусловлена недостаточной разработанностью теоретических основ формирования целостности художественной формы, в частности, неопределенностью типов связи между ее компонентами и их использованием в методике формирования целостности художественной формы студентами. Целостность в искусстве — это единство, взаимосвязь всех компонентов и подчинения их содержания, идеи художественного решения. Следовательно, можно утверждать, что целостность — это категория системы. В художественном произведении целостность могут обеспечивать такие композиционные средства, как структурность, пластичность, контрастность, ритм, симметрия и асимметрия, пропорциональность, наличие композиционного центра. Целостность художественному произведению мы понимаем как совокупность структурных взаимосвязей между компонентами художественному произведению.

Поэтому на основе методов логической научной доказательности попробуем определить их:

— Все компоненты художественного произведения взаимодействуют между собой. Поскольку закончен художественное произведение является гармоничной целостностью, то все средства формальной организации произведения (линия, пятно, тон, цвет, штрих, мазок и т.п.) не используются отдельно, а только во взаимной связи, и вызывает в психике реципиента ощущение целостности;

— Изменение одного компонента художественного произведения является следствием изменения другого. Закономерности визуального восприятия предусматривают различные оптические иллюзии. Увеличив один компонент композиции произведения, остальные компоненты изменится, то есть будет выглядеть уменьшенной, удаляться на второй план и тому подобное. Использование функциональной связи является установкой на целостное видение;

Читайте также  Развитие творческо художественных способностей будущих дизайнеров

— Первоначальный компонент художественного произведения влияет на особенности следующего. Первые проведенные линии влияют на процесс дальнейшего восприятия. Эти линии показывают, как правило, общее направление модели, ее общий облик, способствуют при детальном представлении натуры сохранению общего в образе объекта сохранению общего в движении, пропорциях, форме на бумаге. Использование генетической связи обеспечивает последовательность создания грамотного изображения;

— Воспроизведение в художественном произведении одного явления является причиной другого. Общепризнанно, что изобразительное искусство является отражением явлений природы и общества, развиваются по философской закономерностью причины и 90
последствия. Это отражение составляет единство содержания и формы художественного произведения. А понимание человеком и обществом этого содержания невозможно без установления причины и следствия;

Использование причинно-следственных связей в создании художественного произведения позволяет полнее выявлять его содержание и форму в их единстве.

— Главный компонент художественного произведения подчиняет себе второстепенные. «Искусство — это такой же порядок, как мир». Не только художественные, но и все природные и искусственные композиции имеют главный компонент, который определенным образом (физически, конструктивно, ассоциативно т.д.) подчиняет себе второстепенные. Без этого нет порядка. Использование порядковых связей позволяет студентам правильно определять формальный и смысловой центры произведения;

— Активные формы художественного произведения подчиняют себе менее активны. «Нет прекрасного без единства, нет единства без подчиненности» (Д. Дидро). При изображении предмета активные линии, цвета проявляют передний план, подчиняя себе остальные выразительных средств благодаря четкости, яркости, толщине и тому подобное. Использование связи управления позволяет студентам достигать образности и выразительности художественного произведения;

Читайте также  Дорожная карта дизайна

— Взаимодействие всех компонентов художественного произведения обнаруживает в нем развитие времени, выражается в содержании через смысловые сюжетные связи. «Любое восприятие натуры художником начинается встречей с природой, и все здесь живет и движется». Используется интерактивная связь между компонентами художественной формы, которая позволяет студентам проявлять разновременные явления в их взаимодействии, сочетать содержание с формой.

Таким образом, благодаря установлению в процессе создания художественного произведения названных типов связи между его компонентами достигается целостность. В основе формирования целостности художественного произведения лежит совокупность методов.

Среди них А.М. Серов выделил пять:

— метод схематизации,
— сравнение,
— конструктивно-пространственного анализа,
— метод образного обобщения,
— метод образного анализа.

Все эти методы тесно взаимосвязаны

Метод схематизации — это метод абстрактного мышления, когда объединения подлежат элементы, имеющие общее функциональное значение: схема движения, схема вспомогательных линий построения, опорные точки и тому подобное. Таким образом, формирование целостности художественного произведения студентами специальности «Дизайн» будет эффективным в условиях активного поиска связей между компонентов художественной формы. Это касается академических задач по различным дисциплинам художественного цикла, творческих работ различной направленности, а также анализа произведений различных видов изобразительного искусства. Ведь во всех примененных методах формирования целостности произведения используется поиск названных выше типов связи между компонентами композиции.

Похожее ...

Добавить комментарий